Что такое аюрведа

Аюрведа — что это такое? Традиционная система индийской медицины

Среди множества медицинских систем одной из наиболее популярных в последнее десятилетие стало индийское ведическое учение. Мы уже привыкли к слову «аюрведа». Что это такое? Может ли каждый человек следовать принципам этой системы, чтобы прожить долгую жизнь?

Главным элементом благополучия в этой науке считается единство и равновесие тела, органов и души. Возникшее более 1000 лет назад, учение существенно повлияло на развитие не только восточной, но и европейской медицины. Целебные травы и пряности с давних времен везли из Индии в страны Средиземноморья и Средней Азии, в Китай и Южную Сибирь. Мы и сейчас с удовольствием используем мускус и сандал, корицу и алоэ.

Постепенно завоевывая популярность в мире, к середине XX века индийская аюрведическая медицина стала изучаться и использоваться на Западе. Центр аюрведы в Израиле, например, – колледж Ридман, в США работает Национальный Институт Медицины Аюрведы. Россия познакомилась и активно изучает базовые положения и процедуры индийской медицины лишь с конца XX века. Сегодня аюрведа в Москве почти так же популярна и востребована, как и во всем мире.

Основные методики восточной медицины плотно вошли в практику врачей, исповедующих научный подход к исцелению больных. Это и лечебные диеты, и ванны с обливаниями, и диагностика по пульсу и дыханию. Около трехсот пятидесяти тысяч зарегистрированных врачей планеты практикуют аюрведу.

Индийская медицина основывается не только на точных науках. Она базируется на философии Санкхья, астрологии и биокосморитмологии, при этом еще и использует знания из области натуропатии (естественные методы лечения болезней).

Согласно этому учению, астрология описывает связь микро- и макрокосма (человека и окружающей среды), дает представление о том, как космические тела влияют на нашу жизнь. Натуропатия известна тем, что предлагает заменить химические лекарства естественной пищей, целебными растениями и минералами. Главное – индивидуальный подход к каждому человеку. Знатоки утверждают, что, объективно оценив возраст, пол, телосложение, место проживания и биоритмы человека, можно с помощью лекарственных растений и пряностей откорректировать дисбаланс. Один из канонов аюрведы гласит: «Всё, что окружает нас, является лекар­ством, нужно только распознать его и пра­вильно использовать».

Человек со всеми своими хроническими заболеваниями – это система с нарушениями функционирования многих органов. Так утверждает аюрведа. Лечение должен проводить только один врач, который досконально изучит проблему и увидит пути помощи пациенту. Медик, пользующийся принципами аюрведы, должен быть специалистом во всех областях и уметь помочь всем без исключения пациентам, независимо от того, старик это или ребенок.

И еще одно важное замечание. Восточная медицина предполагает, что основную часть пути к излечению пациент должен пройти сам, строго следуя предписаниям врача. Только в этом случае возможно полное выздоровление.

С давних пор обследование больного проводится по методу «пяти зеркал» – пульс, диагностика по состоянию языка и кожи, иридо- и аурикулодиагностика. Это позволяет не только понять клиническую картину, но и выявить склонность пациента к тем или иным осложнениям.

Все мы состоим из элементов пяти стихий: воздуха, воды, земли, огня и космоса. Их баланс, равновесие («Пракрити») соответствует идеальному здоровью, утверждает аюрведа. Что это такое? Стремление целителей направить человека в русло гармонизации души и тела. Для простоты понимания вспомните о европейских психотипах – медлительные флегматики, вспыльчивые холерики, почти уравновешенные меланхолики и любознательные сангвиники. Найти человека, в котором не представлены все (или хотя бы три психотипа), почти невозможно. Но выделить доминантный – задача вполне простая.

Так же обстоят дела и в аюрведе. В идеальном состоянии мы должны жить в гармонии всех стихий. Но с самого рождения какая-то одна преобладает.

Этим понятием описывают не только тип телосложения, но и скорость процессов, происходящих в человеке: метаболизм при пищеварении, мышление, психологическая подвижность и восприимчивость к физическим нагрузкам, темперамент и т. д.

В аюрведе выделено три типа доши. Вата – воздух, Питта – огонь и вода и Капха – вода, земля и космос. До тех пор, пока все доши находятся в балансе, мы здоровы и активны. Но постоянная изменчивость внешних условий и, соответственно, внутренние стрессы выбивают людей из состояния равновесия.

Целью аюрведы называют гармонизацию доши и гуны (психоэмоционального состояния) до Пракрити.

И все-таки аюрведа – что это такое? Большинство специалистов говорят, что это гибкая система охраны и корректировки состояния человека. Она предлагает использовать веками проверенные алгоритмы в любом месте и во все времена. При этом акцент делается на том, что нельзя механически применять известные методики – следует адаптировать их по схеме «место-время-обстоятельства». Только принимая во внимание особенности климата и географии, культуры и социума, в которых находится пациент, можно создать действенную систему лечения.

Многие лекарства (а точнее – практически все) действуют мягко и постепенно, активизируя внутренние процессы саморегуляции организма. Они не вызывают побочных эффектов, которыми известны химические лекарства. Центр восточной медицины предложит комплекс мер по «вытаскиванию» болезни наружу, а не залечиванию ее где-то глубоко внутри. И при этом аюрведические лекарства обладают омолаживающим и очищающим эффектом. Простота и доступность методов лечения позволяет корректировать свое состояние даже в домашних условиях.

Интересным кажется еще и тот факт, что все болезни рассматриваются не как «зло в последней инстанции», а как учителя, пришедшие указать нам на ошибки. Описать заболевание, связав его с образом мышления и поведением, и указать нам через «дружественные» болезни на более глубинные и тяжелые недуги – вот на что способна аюрведа. Что это такое и как это понимать? Современными учеными медиками уже доказано, например, что легкая форма туберкулеза, которую не стоит выгонять из своего тела, согласно ведической философии, отведет от больного бронхиальную астму.

Помните присказку «мысль материальна»? Это один из краеугольных камней учения под красивым названием аюрведа. Мы уже знаем, что эта система связывает воедино вселенную и людей (со всеми их помыслами и деяниями, которые могут повлиять на окружающую среду). Болезнь рассматривается как нечто, что может остановить и изменить ситуацию, предотвратить последствия того, что мог натворить человек, будучи здоровым. Именно так считает аюрведа. Лечение позволяет нам загасить энергию, которую мы копим для реализации недобрых, разрушительных намерений. Главное – усвоить, что речь не идет об осмысленном и запланированном зле. Зависть, критика окружающих, жалость к себе – все это тоже недобрые и пагубные семена для вселенной. А с помощью болезней мы переключаемся и учимся воспринимать действительность по-другому.

Этим красивым словом восточная медицина называет жизненную энергию, от которой зависит статус человека. Причем заметьте: интеллектуальный, духовный и даже социальный. По мнению приверженцев аюрведы, каждый из нас не использует свой потенциал даже на 5%. И не столь важно, живе ммы в неподходящих условиях или сами очарованы сиюминутными желаниями (заработать больше, получить власть, взлететь по карьерной лестнице и т. д.) – природа с завидным постоянством подталкивает человека, указывая ему пути самореализации, но мы редко слышим эти подсказки…

Вот и уменьшается оджас. А вместе с этим появляются хронические заболевания и приближается старость. Кроме того, количество оджаса определяет нашу устойчивость ко всевозможным разрушительным факторам. Среди прочих уменьшающих жизненную энергию явлений можно назвать тяжелый физический труд, длительное голодание, алкоголь и наркотики, тревожные мысли, недосыпание, сухую еду и т. д. Все это ведет к так называемому умственному и физическому несварению, в результате образуются всяческого рода шлаки и токсины (физические и психические). Человека раздражает буквально все: шум, свет, смех других людей… В нем поселяются страх, нетерпимость и беспокойство. И, конечно, все это ведет к развитию заболеваний.

Несмотря на то, что аюрведа (отзывы ученых-медиков только подкрепляют мнение испытавших на себе методики лечения) рассматривает индивидуальный и комплексный подходы к здоровью каждого пациента, существует множество конкретных рецептов. Например, для увеличения оджаса необходимы здоровый сон и качественная пища. Этой цели служат мед, имбирь, шафран и т. п.

Каждый человек, рождаясь с небольшим запасом оджаса, способен накапливать его в течение жизни. Но главным умением для адепта любой школы, которые предлагает центр восточной медицины, считается умение перераспределять и перенаправлять жизненную энергию. Это касается и йоги, и тантры, и цигун.

Самым действенным способом сохранения жизненной энергии названо воздержание от слишком частых сексуальных отношений. Для обычного европейца это нонсенс. Ведь родиной знаменитой «Камасутры» является Индия. Аюрведа не требует полного отказа от сексуальных отношений. Адептам предлагается лишь упорядочить свою интимную жизнь, т. к. секс делает человека зависимым, подобно наркотикам. Есть даже результаты исследования, проведенного учеными из Нидерландов, согласно которым оргазм действует на психику почти как доза героина.

Восточные целители относятся к оджасу как к величайшему дару Всевышнего. Для сохранения и пополнения жизненной энергии нам необходимо прилагать усилия: придерживаться правил здорового образа жизни, трансформироваться, заботиться о своей духовной чистоте, контролировать помыслы, чувства и желания. В «Бхагават Гите» – индийском священном писании – сказано: «Умиротворения может достичь лишь тот, кого не беспокоит непрерывный поток желаний, подобный рекам, впадающим в вечно наполняемый, но всегда спокойный океан. И нет мира тому, кто стремится удовлетворить свои желания».

Ведические врачи говорят, что все болезни случаются с нами по незнанию. Мы не умеем прислушиваться к своему организму (а главное – слышать) и его потребностям. Умение распознать в себе Вселенную и научиться управлять ею – одна из задач адепта индийской философии.

Самым важным отличием аюрведы от европейской медицины признан комплексный подход к физическому и духовному благополучию человека, к его мировоззрению и образу жизни. Любой из нас, без исключения, применяя полученные знания, сможет добиться желаемого результата. Нужно лишь помнить, что чем больше усилий будет приложено, тем ярче окажется и достижение поставленной цели. В том, что результат действительно будет, сомнений нет, ведь не станут люди 5000 лет практиковать совершенно бесполезную систему.

Аюрведа — индийская система оздоровления организма и долголетия

О том, что такое индийская аюрведа, каковы основные принципы данной науки, методы и способы аюрведического лечения, противопоказания.

Индийская аюрведа — основные принципы и методы лечения

Аюрведа зародилась очень давно. Ее родина Индия.

Есть даже такое мнение, что происходило это одновременно с развитием человеческого интеллекта и разума.

Не до конца изведанное и постигнутое людьми учение для выявления, а также лечения различных заболеваний, сегодня практикуется в Индии, Непале, Индонезии, а также многих других странах.

Стоит отметить растущую популярность ее среди европейцев.

(от санскр. आयु «āyu» и वेद «veda» — «знание жизни», «наука жизни», или «знание длинной жизни») — традиционная система индийской медицины, одна из разновидностей альтернативной медицины. wiki

Аюрведа — наука особая, базирующаяся на принципах простоты и естественности, но, несмотря на кажущуюся непосвященным сложность, она доступна каждому.

Обратите внимание — совершенно неважно, какого вероисповедания человек и, какие у него жизненные взгляды.

Что же такое аюрведа, в чем ее суть, как использовать знания, накопленные веками, и много других не менее важных сведений рассмотрим далее.

Если переводить слово «аюрведа» с древнейшего языка — санскрита, то можно назвать это учение о жизни и долголетии.

Однако это не только наука.

Считается, что аюрведе уже более пяти тысячелетий.

При помощи этого научно-философского направления можно не только находить причины, диагностировать и лечить болезни, но также и предотвратить их развитие.

Происходит это через обретение гармонии души с телом.

Связь душевная и телесная — основные элементы аюрведы

Аюрведа говорит о том, что то или иное заболевание напрямую связано прежде всего с негативными мыслями и помыслами, которые занимают человека.

Согласно аюрведе можно сделать вывод о том, что все живое состоит из пяти главных элементов.

Примечательно, что и неживое также состоит тоже из этих пяти начал.

Они носят общее название панчамахабхут.

Все эти элементы тесно связаны между собой и отвечают за работу всего организма.

Поэтому при нарушении состояния одного элемента возможно изменение в негативную сторону и других.

Аюрведа учит достигать правильного сосуществования всех пяти начал, что и обеспечивает здоровое состояние тела и души.

Людские типы по Аюрведе — краткая характеристика дош

В аюрведе есть понятие доши, которое характеризует человека точнее и глубже, а также помогает понять его предрасположенность к различным заболеваниям.

Слово «доша» буквально означает «то, что изменяется» ( или «то, что портится»).

Здесь выделяют три основных типа.

Такие люди худощавы. Вес не набирают, несмотря на количество пищи, которое они употребляют. По характеру очень активны и общительны. Часто их называют «душа компании». Очень эмоциональны и восприимчивы. Могут принимать близко к сердцу даже прочитанные книги или просмотренные фильмы. Люди ватта не обладают необходимой организованностью. Часто страдают от бессонницы. Поэтому у них хрупкая нервная система. Кроме того они имеют сухую кожу и волосы, а также очень чувствительны к низкой температуре воздуха.

Такие люди обычно имеют среднее телосложение, розовую кожу и веснушки. Им присуще чревоугодие. Они организованны, легко обучаемы и раздражительны. Питта умеют правильно и интересно выражать свои мысли и поэтому из них получаются хорошие педагоги и ораторы. Люди этой доши очень требовательны к себе. Они не любят жару, часто испытывают жажду и голод.

Люди капха склонны к полноте. Как и питта они любят поесть, но не ставят прием пищи во главу угла. Очень спокойны и порой даже чрезмерно медлительны, они все делают размеренно. Не любят суету и напряженных обстановок. Они имеют идеальную светлую и ровную кожу, красивые волосы. Не переносят влагу и плохую погоду. Капха плохо запоминают какую-либо информацию. Однако если они ее запомнили, то уже не забудут.

Как правило, человек обладает всеми тремя дошами, но одна из них всегда преобладает. Именно дисбаланс дош вызывает болезнь.

Подробнее про типы (доши) людей, очень хорошо рассказывают в этом видео.

При диагностике какого-либо заболевания аюрведа использует ряд простых и недорогих методов.

В обследование входят:

  • определение доши;
  • прослушивание пульса;
  • осмотр языка;
  • анализы мочи и кала;
  • характеристики голоса и других шумов;
  • изучение глаз;
  • применение пальпации и пр.

Опытный врач, обладающий всеми знаниями аюрведы, на основе проведенной диагностики сможет поставить правильный диагноз, а также объяснить пациенту, на что обратить внимание в жизни, как вести себя, чтобы избежать заболеваний и дать много других не менее важных советов.

В избавлении от недугов данное направление использует только натуральные природные средства, способные восстановить баланс доши , ослабить или усилить необходимую энергию в теле.

Принцип биологической индивидуальности является самым важным в аюрведической диагностике и лечении.

К лекарственным средствам в аюрведе ним относятся камни, растения и минералы.

Также используется аюрведический массаж, йога, медитации и специальные диеты.

Здесь не используются никакие синтетические препараты.

Также одним из важнейших пунктов аюрведы является положение о том, что нынешняя жизнь человека зависит во многом от прошлых жизней, а лечение кармических болезней предполагает под собой осознание совершенных грехов и преодоление их с помощью духовных практик.

Питание является важной частью аюрведической науки.

Именно благодаря питанию мы можем воздействовать на наши доши и восстанавливать их баланс.

Аюрведа рекомендует кушать побольше пряностей. В них содержится много полезных веществ.

Также рекомендуется готовить пищу самостоятельно и на один раз.

При подогреве остывшего блюда все полезные свойства продуктов теряются.

Кроме пряностей следует есть специи, овощи, фрукты и, конечно, зерна. Такие продукты содержат в себе много витаминов.

Кушать надо в спокойном состоянии, не спеша и только тогда, когда захочется – вот основной принцип приема пищи.

Ежедневно нужно съедать следующие продукты:

Однако важную роль играет не только то, что есть, но и то, как это делать.

Поэтому в аюрведе есть такие правила приема пищи как:

  1. Большую часть пищи нужно принимать около полудня;
  2. Нельзя есть после захода солнца;
  3. Кушать надо только только сидя;
  4. Нельзя вставать из-за стола сразу после насыщения;
  5. Нельзя отвлекаться на посторонние дела во время еды;
  6. Нельзя есть, если не голодны;
  7. Нельзя злоупотреблять жидкостью.
  8. Человек ватта должен есть гречку, молоко, орешки и рис.

Питта обязательно должен включать в свой рацион бобы, мяту, корицу, молочные продукты, спаржу, капусту.

А капха рекомендуется употреблять имбирь, сыр, коричневый рис, а также бобовые.

Рецепты аюрведических блюд — примеры питания по аюрведе

Решили питаться по аюрведе? Тогда предложенные ниже рецепты вам обязательно пригодятся.

Очень полезный и питательный салат, состоящий из овощей и фруктов.

  • Помидорки – 2 шт.;
  • Мед – 1 ложечка;
  • Груша – 1 шт.;
  • Перец чили зеленый – 1 шт.;
  • Изюм и финики – 50-60 гр.;
  • Кинза – 1 ложечка;
  • Манго – 1 шт.;
  • Яблоко – 1 шт.;
  • Банан – 1 шт.;
  • Миндаль и орешки кешью – 60 гр.;
  • Варенье из фруктов – 1 ложечка;
  • Сметана или сливки – по вкусу;
  • Соль.

Все ингредиенты необходимо измельчить и смешать. Подавать такой салат нужно с блюдом из риса.

  • Вода – 1 л.;
  • Рис басмати – 350 гр.;
  • Гвоздика;
  • Лавровые листочки – 2 шт.;
  • Перец острый – 1 шт.;
  • Стручковая фасоль – 100 гр.;
  • Морковка – 100 гр.;
  • Помидоры – 3 шт.;
  • Цветная капуста – 100 гр.;
  • Зеленый горошек – 100 гр.;
  • Семена кардамона – 0,5 ст. ложечки;
  • Корица;
  • Имбирь – 0,5 ст. ложечки;
  • Куркума – 0,5 ст. ложечки;
  • Сливочное масло – 2 ст. ложечки;
  • Соль – по вкусу;
  • Асафетида – ¼ ст. ложечки.

Овощи нужно нарезать. Рис надо промыть и затем оставить его в воде еще на 15-20 минут. Перец, куркуму и имбирь необходимо поджарить в разогретом масле. После этого следует добавить овощи, кроме помидор. Пожарить пять минут. Всыпать рис, помидорки, лавровые листочки, соль и воду. Помешивать до процесса закипания. Затем добавить специи и накрыть крышкой. И далее варить, пока вода не выкипит.

Украсить плов перед подачей лимонными ломтиками.

Аюрведа подходит к красоте несколько глубже, чем к только внешнему признаку. Красота в ней – это отражение внутреннего состояния во внешнем.

Для женщин очень важно использовать натуральную и безопасную косметику. И ее дает аюрведа

Несомненными преимуществами является то, что:

  • шампуни аюрведы не содержат содиум лаурит сульфата. Это вредный нефтепродукт;
  • консервантами в аюрведической косметике служат травы и натуральные продукты;
  • ароматы, которые используются, также натуральны и в первую очередь это эфирные масла;
  • красители в такой продукции также исключительно природные.

Вся аюрведическая косметика насыщена фитокомплексами настолько, что ей нет равных среди других вариантов.

Индийская аюрведа – это медицина, которая исцеляет не только тело, но и душу.

Ее способности признают многие медики и ученые. И поэтому можно смело назвать ее альтернативой традиционной официальной медицине.

Не знаю, смог ли я применить к себе это учение я бы сказал, для достижения определенного результата в каком бы то ни было деле следует настроиться на положительный результат, если этого нет, то увы и ах и результата нет. А аюрведа дает нуждающимся ощущение гармонии с окружающим миром, и этому можно порадоваться, каждый должен искать свое учение о достижении гармонии с самим собой.

  1. Диеты и способы похудения Лучшие способы похудения
  2. Лекарственные растения Полный перечень лекарственных растений

Информация на сайте предоставлена исключительно в ознакомительных целях, не претендует на справочную и медицинскую точность, не предназначена для самостоятельного лечения, не является руководством к действию. Все материалы сайта представлены только в информационных целях.

Сайт не одобряет и не пропагандирует самолечение.Перед применением любой методики или препарата, обязательно консультируйтесь с врачом.

Все права защищены. Копирование материалов только с активной ссылкой на источник

Аюрведа

Аюрве́да, или Аюр-Веда (от санскр. «āyus» — значение «жизни», «принцип жизни», или «длинная жизнь» и «veda» — знание) — древняя медицинская система, созданная в Индии за несколько веков до н. э. «Древнеиндийская медицина» может быть переведено как «знание жизни», «знание длинной жизни» или даже «науки жизни». Применяется миллионами людей в Индии, Непале, Шри-Ланке. Иногда аюрведу называют «матерью медицины». Многие её направления и методы: хирургия, терапия, педиатрия, фармакология и офтальмология; массаж, иглоукалывание, физиотерапия и диетология перешли в современную медицинскую практику. В XVIII—XIX вв. Аюрведа пережила упадок, не выдержав конкуренции с европейскими медиками; однако в последние 50 лет наблюдается ее бурное возрождение. Традиционная индийская медицина приобретает популярность на Западе и в России. [1]

Философские представления аюрведы Править

Аюрведа — не только медицинская, но и философская система, в основе которой лежат Шад Даршана, шесть философий настика (признающих авторитет Вед), а именно: санкхья, вайшешика, йога, ньяя, миманса и веданта. Она ориентирована на достижение каждым человеком гармонии, «непрерывного счастья» и рассматривает человека как часть Вселенной, состоящего с ней в теснейшей мистической взаимосвязи. Например, по аюрведе всё сущее, в том числе и человек, состоит из пяти основных стихий (элементов): воздуха(вьяю), огня (теджас), воды (джал, ап), земли (притхви) и эфира (акаш).

По легенде, Аюрведа была частью откровения святых риши, которые обрели всеобъемлющее знание о Вселенной около семи тысяч лет назад. Mежду 1200 и 700 г., до н.э, , были составлены четыре священных веды. Ссылки на болезни, травы и травяные лечения имеются во всех четырех ведах. Аюрведа, в отличие от четырёх Вед, никогда не являлась отдельным памятником литературы. Сведения аюрведы как медицинской и философской системы частично содержатся в Ригведе и Атхарваведе. Позднее было создано несколько крупных трактатов по аюрведе, в том числе «Чарака Самхита» — самый старый из трех трактатов древнеиндийской медицины.

Согласно «Чарака Самхита», [2] «сама жизнь» определена как «комбинация тела, органов восприятия, ума и души, фактора, ответственного за предотвращение распада и смерти, который сохраняет тело в течение долгого времени, и ведет процессы возрождения» [3] [4] Согласно этим представлениям, Древнеиндийская медицина вырабатывает меры, чтобы защитить «ayus», который включает здоровое проживание, наряду с терапевтическими мерами, которые касаются физической, умственной, социальной и духовной гармонии. Древнеиндийская медицина одна из немногих традиционных систем медицины, которая имеет сложную систему хирургии — «salya-chikitsa».

В Древнеиндийской медицине выделяют восемь ветвей:

  • Внутренняя медицина — Kayachikitsa
  • Хирургия — Shalya Tantra
  • Уши, глаза, нос и горло — Shalakya Тantra
  • Педиатрия — Kaumarabhritya Tantra
  • Токсикология — Agada Tantra
  • Очистка генетических нарушений — Bajikarana (или Vajikarana)
  • Здоровье и Долголетие — Rasayana Tantra
  • Духовное лечение (психиатрия) — Bhuta Vidya, ( Тантра, Прана , Йога)

Согласно философии аюрведы всё сущее, в том числе и человек, состоит из пяти основных стихий (элементов): воздуха, огня, воды, земли и эфира. Их сочетания образуют три фундаментальные жизненные силы (доши): Центральное понятие медицины аюрведы это теория, что здоровье существует, когда есть баланс между тремя фундаментальными жизненными силами : — Вата (эфир и воздух), Питта (огонь и вода), Капха (вода и земля).

  • Вата — принцип импульса, необходимый, чтобы мобилизовать функцию нервной системы
  • Питта — принцип энергии, который использует желчь, чтобы направить вываривание и следовательно метаболизм в венозную систему.
  • Капха — принцип жидкости тела, который имеет отношение со слизистыми субстанциями, смазывание и источник питательных веществ для артериальной системы.

Тело, в котором эти три жизненные силы находятся в состоянии равновесия, обладает прекрасным здоровьем, а нарушение равновесия вызывает нарушение здоровье. Эти понятия аюрведы позволяют врачам исследовать гомеостаз (устойчивость) целостной системы и систематизировать её нарушения.

От соотношения дош зависит тип конституции человека данный ему от рождения — Пракрити, а также тип конституции, который определяется у человека на данный момент — Викрити. Насчитывается семь основных типов Пракрити и Викрити: вата, питта, капха, вата-питта, вата-капха, питта-капха, вата-питта-капха. Всё это влияет на выбор методов лечения и восстановление баланса трех дош. Эти принципы развиваются в различных школах санскритской философии: Nyaya, Vaisheshika, Sankhya, Йога, Веданта и Mimamsa.

В древнеиндийской медицине существует два способа лечения болезни: Shamana и Shodhana. Первая означает облегчение, палиативный метод. Методы Shamana смягчают болезнь и ее признаки. Shodhana означает устранение, и её методы стремятся к устранению основной причины болезни (то есть доши). Если болезнь может рецидивировать после Шаманы, то после Шодханы это исключено. Принципы фармакологии аюрведы отличаются от других систем медицины. Большинство лекарств изготавливается из трав.

Древнеиндийская медицина считает, что вкусы продуктов или трав имеют определенные физиологические эффекты и применяются в системе диагностики и лечения. Те вкусы, которые образуются после вываривания (Vipaka), более сильны.

  • Сладкий (Madhura) — Сладкие продукты кормят, охлаждают, увлажняют, смазывают, и увеличивают вес
  • Кислый (Amla) — Кислые теплые продукты, смазывают, и увеличивают вес
  • Соленый (Lavan) — Соленые теплые продукты, стимулируют, смягчают, смазывают, и увеличивают вес
  • Горький (Katu) — Горькие продукты, прохладные, сухие, очистительные и уменьшают вес
  • Острый (Tikta) — Острые продукты, теплые, сухие, стимулируют, и уменьшают вес
  • Вяжущий (Kasaya) — Вяжущие продукты, прохладные, сухие, уменьшают неподвижность.

Древнеиндийская медицина считает, что различные материалы растительного, животного, и минерального происхождения имеют лекарственную ценность. Лекарственные свойства были зарегистрированы практиками и использовались в течение многих столетий, для лечения болезней, и/или помогали поддерживать здоровье и увеличивать долголетие. Многие лекарства сделаны из трав, смесей трав, часто в комбинации с минералами, металлами и другими компонентами животного происхождения. Металлы, животные и минералы очищены и подготовлены соответствующими технологическими процессами для применения в лекарственных целях. Детали лекарственных трав даны согласно природе, эффектам, лечебным свойствам как наблюдались практиками аюрведы.

Для очистки тела применяют пять различных процедур или методов очистки, которые указаны в текстах Древнеиндийской медицины и предписаны для небольшого количества болезней, а также для периодической чистки. Эти пять процедур более известны как Panchakarma. Курс Pancharkarma обычно включает краткосрочное диетическое питание, массаж, применение трав. Может включать слабительные, ванны, приемы повышения потоотделения, клизмы, содержащие лекарственные вещества, чистку носовых пазух . Panchakarma, — как терапия очистки является, возможно, самым недооцененным из всех методов древнеиндийской медицины. Из-за невежества, её часто воспринимают, как другую систему массажа. Так, массаж с применением масел является одним из методов применяемых в древнеиндийской медицине. На санскрите, массаж с применением масел — Abhyanga. Человек может выполнять некоторые виды массажа самостоятельно. Массажисты выполняют эту терапию, для управления болезнью. Как часть лечения лекарствами, массаж с маслами затрагивает всё тело. Терапия массажа может успокоить боль, расслабить жесткие мускулы, и уменьшить опухоль, которая сопровождает артрит. Защитники утверждают, что укоренившиеся в суставах и тканях токсины с помощью массажа выпускаются в выделительные системы для устранения их естественным путем. Panchakarma — может применяться и как терапия омоложения. В различных регионах имеются отличия в процедурах, технике исполнения составах применяемых масел. Практика этой терапии должна всегда делаться компетентными специалистами.

Препараты конопли индийской применяются в Аюрведе столь же часто, как мята и зверобой в русском знахарстве. В трактатах отцов-основателей коноплю называют «бханга» или «виджая» («победитель»). Ее классифицицируют как «саттвик наша» (успокоительное опьяняющее средство). Современное аюрведическое описание конопли (Sala, «Indian Medicinal Plants»):

«Листья горькие, вяжущие, тонизирующие, афродизиакальные, антидиарейные, отравляющие, желудочные, анальгетические и абортивные. Используются при конвульсиях, ушных болях без органических причин,, поносе, телесных болях и кровоизлияниях. Передозировка вызывает диспепсию, кашель, импотенцию, меланхолию, водянку, гиперпраксию и безумие. Кора тонизирующая, полезна при ожогах, геморрое и скоплении серозной жидкости. Семена ветрогонные, вяжущие, афродизиакальные, противорвотные и противовоспалительные».

Аюрведические лекарственные формы конопли: порошок («курна»), болюсы («модака»), прессованные таблетки («ватика»), настойки («леха» и «пака»), молочный экстракт («дугдхапака») и декокт («кватха»). Базовым препаратом является курна, приготовляемая из зрелых женских соцветий. Они высушиваются в тени, измельчаются в тонкий порошок, который выдерживается между двух разогретых пластин в течение 7 дней. Все остальные препараты приготовляются на основе этого порошка.

Препаратами конопли лечат мужское и женское бесплодие, импотенцию, диарею, несварение, эпилепсию, шизофрению и колики. Кроме того, это растение входит в сборы для лечения ещё 32 заболеваний. Конопляная «курна» чаще всего присутствует в лекарствах не в чистом виде, а в смеси с веществами, снижающими ее психотропный эффект и расширяющими терапевтическое действие. Традиционное аюрведическое снадобье обычно содержит 20-30 компонентов и обильно приправляется сахарной пудрой и пряностями.

Критика Править

Критики ссылаются на нехватку строгих научных исследований, клинических испытаний методов аюрведы. Так, Национальный Центр Дополнительной и Нетрадиционной медицины заявляет, что «большинство клинических испытаний было незначительно, испытывало недостаток в соответствующих группах контроля, или имело другие проблемы в оценке значимости результатов.» В Индии научное исследование в Древнеиндийской медицине в значительной степени предпринято утвержденным законом органом Центрального Правительства , Центрального Совета по Исследованию в Древнеиндийской медицине и Siddha (CCRAS), через национальную сеть научно-исследовательских институтов. Большое количество неправительственных организаций также проводят работу по исследованию различных аспектов Древнеиндийской медицины.

Аюрведа в современности Править

  • В связи с повышенным интересом к восточной философии на западе, многие в той или иной мере обращаются к аюрведе. Нередки случаи частичного включения знаний аюрведы в какие-либо нетрадиционные медицинские практики.
  • Индийская традиционная медицина изучается в Индии под общим руководством Центрального Совета по Исследованию Древнеиндийской медицины и Siddha (CCRAS), который включает национальную сеть научно-исследовательских институтов.
  • В Соединенных Штатах — в Национальном Институте Медицины Аюрведы (основанном Скоттом Gerson).
  • В Индии и Шри-Ланке врачи Аюрведы, учатся в течении 5,5 лет и сдают государственный экзамен. Это полная учебная программа (B.A.M.S., сокращение для бакалавра of Ayurvedic Medicine and Surgery, курс Ayurvedacharya) и преподается во многих индийских и нескольких шри-ланкийских университетах. Она включает четыре с половиной года учебы и год практики в больнице.
  • Srikanta Sena: Ayurveda-Lehrbuch; Kompendium des Ayurveda-Klassikers Charaka-Samhita, 2 Bände, 2. Auflage 2005, Vasati Verlag. ISBN 978-3-937238-00-5
  • Srikanta Sena: Ayurveda — Materia Medica; Über die Eigenschaften von Pflanzen, Mineralien, Nahrungsmitteln und Rezepturen im Ayurveda, 1. Auflage 2007, Vasati Verlag. ISBN 978-3-937238-04-3
  • Dr. Vinod Verma: Ayurveda — Der Weg des gesunden Lebens, 1992, Verlag O. W. Barth. ISBN 3-502-67615-1
  • Hans Heinrich Rhyner: Das Neue Ayurveda Praxis Handbuch — Gesund leben, sanft heilen, 2004, Urania-Verlag. ISBN 3-03819-049-7
  • Dr. Thomas Hoffmann: AyurVeda Ritam — Gesundheit aus erster Hand, 2003, Julia White Publishing. ISBN 3-934402-11-9
  • Monika Kirschner/Bärbel Schwertfeger: Der Ayurveda Boom — Insidertipps und Hintergrundinformationen, Vgs-Verlagsgesellschaft. ISBN 3-802-51562-5
  • Hans Heinrich Rhyner/Birgit Frohn: Heilpflanzen im Ayurveda, 2006, AT-Verlag. ISBN 3-03800-279-8
  • Erika Diehl/Edith Ch. Kiel: Klassische Ayurveda-Massage — Das große Handbuch, 2005, Urania-Verlag. ISBN 3-03819-039-X
  • Dr. Gabriel Cousens: Individuelle Ernährung mit Ayurveda, 1997, Verlag Hans Nietsch. ISBN 3-929475-43-X
  • Nathalie Neuhäusser: Die heilende Kraft der ayurvedischen Massage, 2005, Schirner, ISBN 978-3897672512

Выделить Аюрведа и найти в:

  • Страница 0 — краткая статья
  • Страница 1 — энциклопедическая статья
  • Разное — на страницах : 2 , 3 , 4 , 5
  • Прошу вносить вашу информацию в «Аюрведа 1», чтобы сохранить ее

Ошибка цитирования Для существующего тега <ref> не найдено соответствующего тега <references/>

Что такое Аюрведа?

Что такое Аюрведа и чем она отличается от современной медицины? Когда она зародилась? Какова ее основополагающая идея? Каковы основные принципы, разделы, понятия и методы? Обо всем этом узнаете, прочитав данный материал.

«Человек, стремящийся к долгой жизни, которая является средством для достижения дхармы (долга), артхи (пользы) и сукхи (радости), должен с величайшей верой обратиться к учению Аюрведы.»

Аюрведа – это уникальный синтез науки и философской системы санкхьи. Это медицина, которая принадлежит всему человечеству вне зависимости от расовой принадлежности и религиозных исповеданий. Она практиковалась и практикуется индуистами, сикхами, джайнами и буддистами.

Аюрведа упомянута в Ведах (как часть ведического знания), Махабхарате, Упанишадах, Пуранах, Йога-шастрах и Тантрах.

Считается, что именно Аюрведа стала фундаментом для основных медицинских направлений, но больше других к ней восходят Тибетская и Китайская медицина. Однако, по мнению индийских врачей, последняя крайне примитивно постулирует основные аюрведические знания.

По преданию, эта наука зародилась в период так называемого «Золотого века» древней цивилизации, которая подарила миру йогу и данную систему совершенствования человеческого организма. По некоторым источникам, цивилизация впоследствии погибла в результате столкновения Земли с астероидом.

Другие тексты указывают более определенный возраст Аюрведы, составляющий пять тысяч лет.

В общем смысле эта система предлагает целостный подход к здоровью человека, при котором учитываются его умственные, физические, ментальные особенности. Основополагающая идея Аюрведы заключается идее гармоничного сосуществования всех трех аспектов организма (тела, ума и души), при котором человек способен обрести совершенное здоровье.

Иными словами, эта наука предлагает всестороннее знание о здоровом образе жизни, философское учение о равновесии и гармонии с природой и более глубокий взгляд на причину болезни. Она ищет корни всех заболеваний в тонком теле человека, в его взаимодействии с другими живыми существами, в нездоровых мыслях, имеющих прямую связь с грубым телом.

Аюрведа, в отличие от современной медицины, не концентрируется на лечении симптомов отдельных заболеваний, она врачует тело и душу, составляющую уникальную личность. Поэтому и методы лечения подбираются индивидуально с той позиции, что не только грубое тело требует пищи, в ней также нуждается и тонкое тело (мантры и молитвы).

Аюрведические трактаты называют восемь направлений этой науки, составляющих Аштанга-аюрведу.

Аюрведа учит, что любое существо, предмет или вещество состоит из панчамахабхут — пяти первоэлементов, из которых состоят все вещества, предметы и живые существа на Земле. Первый – акаша (эфир), является основополагающим элементом, наименее плотным и наиболее распространенным. За ним следует вайю (воздух), джала (вода), агни (огонь) и притви (земля), являющийся наиболее плотным элементом. Они смешаны во всем живом, существуют во всех формах материи в бесконечном многообразии и различных пропорциях.

Теория пяти первоэлементов служит обоснованием всех методов аюрведического лечения. Последние четыре элемента, очевидно, соответствуют состояниям материи, а пятый является пространством энергии.

Согласно концепции панчамахабхуты, в случае с человеческим телом, акаша соответствует внутреннему пространству (животу и т.д.), вайю – движению и активности, агни – ферментам, джала управляет всеми жидкостями в теле, а притхви относится к костям, зубам и другим твердым структурам.

Три доши (вата, питта, капха) – это три базовые физические энергии, образованные из панчамахабхут и влияющие на координацию всех структур и субстанций организма.

Вата – это воздух и эфир.

Питта – это огонь и вода.

Капха – это вода и земля.

Данная теория является краеугольным камнем Аюрведы, поскольку врач при помощи этих аюрведических знаний может на самых ранних стадиях распознать болезнь.

У каждого человека в той или иной мере можно диагностировать преобладание одной из трех дош в зависимости от конституциональных особенностей. Существует семь типов телесных конституций, определяемых Аюрведой. Первые три типа характеризуются преобладанием одной доши (Вата, Пита или Капха), следующие три (двойственные типы) – сочетанием двух дош (Пита-Вата, Пита-Капха, Капха-Вата), а последнияя, называемая сама-дошей (Тридоша), предполагает равновесие всех трех дош.

Каждая доша разделяет свои качества с другой дошей, а третья всегда обладает противоположным качеством. Кроме того, каждая из дош обладает способностью балансировать себя. Более подробно о данной теории вы можете прочитать в статье «Концепция трех дош».

Аюрведа описывает также семь элементов тканей (дхату), формирующих все структуры тела. Это раса (жидкая), ракта (кровяная), меда (жировая), ашти (ткани костей), масма (мускулы), маджджа (желтые и красные ткани головного мозга), шукра (репродуктивная ткань). Более подробно о семи элементах тканей вы можете прочитать в статье «Семь дхату и оджас».

Саттва, раджас и тамас – это три гуны, являющиеся тремя энергиями (компонентами)ума.

Саттва- гуна благости (также красота и доброта).

Раджас- гуна страсти (также энергичность и агрессия).

Тамас- гуна невежества ( также лень, грусть и депрессия).

Все три гуны присутствуют в каждом человеке, однако в каждый определенный момент преобладает, как правило, только одно качество. Более подробно об этих трех энергиях вы можете прочитать в статье «Три гуны».

Агни – это биологический огонь, управляющий обменом веществ человека. Иными словами, пищеварительные способности связаны с силой агни. Сбалансированность последнего жизненно необходимо для правильно функционирования организма. Аюрведа учит, что существует тринадцать типов агни, наиболее важным из которых является джатхарагни. Более подробно о видах биологического огня вы можете прочитать в статье «Агни».

Аюрведа включает в себя восемь методов диагностики по восьми типам данных (Аштавидья парикша), на основании которых определяется причина болезни. Это нади парикша (пульс), джихва парикша (язык), дрик парикша (глаза), мутра парикша (моча), мала парикша (стул), шабда парикша (голос и другие шумы), спарша парикша (пальпация), акрити парикша (общее впечатление). Традиционные методы лечения включают в себя Марма терапию (точечное воздействие), Панчакарму, состоящую из большого числа процедур и различных терапий, аюрведический массаж, лечение лекарственными средствами натурального происхождения, занятия йогой, индивидуальную диету и медитацию.

Существующее ныне разнообразие стилей позволяет не только выбрать методику по душе, но и окончательно запутаться в них. Что выбрать?

Гуны – это тонкие силы, которые оказывают влияние на всю жизнь во Вселенной.

Кому Аюрведа рекомендует лечебное голодание? И как правильно поститься людям с различными Пракрити? Вы узнаете, прочитав эту статью.

Для того чтобы, добавить комментарий, необходимо войти на сайт

На вашу эл. почту было выслано письмо, для подтверждения регистрации пройдите по указаной в нём ссылке.

Если вы не получили письмо, проверьте не попало ли оно в спам или свяжитесь с нами.

Источники:
Аюрведа — что это такое? Традиционная система индийской медицины
Среди множества медицинских систем одной из наиболее популярных в последнее десятилетие стало индийское ведическое учение. Мы уже привыкли к слову "аюрведа". Что это такое? Может ли каждый человек следовать принципам этой системы, чтобы прожить долгую жизнь?
http://fb.ru/article/190873/ayurveda—chto-eto-takoe-traditsionnaya-sistema-indiyskoy-meditsinyi
Аюрведа — индийская система оздоровления организма и долголетия
О том, что такое индийская аюрведа, каковы основные принципы данной науки, методы и способы аюрведического лечения, противопоказания
http://alternative-medicina.ru/ayurveda/
Аюрведа
Аюрве́да, или Аюр-Веда (от санскр. «āyus» — значение «жизни», «принцип жизни», или «длинная жизнь»…
http://ru.science.wikia.com/wiki/%D0%90%D1%8E%D1%80%D0%B2%D0%B5%D0%B4%D0%B0
Что такое Аюрведа?
Аюрведа – это уникальный синтез науки и философской системы санкхьи. Ставшая фундаментом для всех основных медицинских направлений, она предлагает целостный подход к здоровью человека и более глубокий взгляд на причину болезни.
http://enjoyoga.ru/ayurveda/chto-takoe-ayurveda/

COMMENTS