Синдром дефицита внимания +и гиперактивности

Cиндром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) у детей – причины и клиническая картина расстройства поведения

1. Определение 2. Причины 3. Классификация и диагностика 4. Клиническая картина 5. Лечение

Синдром дефицита внимания с гиперактивностью (в отечественной неврологии наиболее используема аббревиатура СДВГ) представляет собой хроническое расстройство поведения, первые проявления которого приходятся на детский возраст. Традиционно заболевание рассматривают в рамках детских болезней, хотя патология также встречается среди лиц старше 18 лет.

Первое описание феномена чрезмерной детской активности и невнимательности датируется концом XVIII века. Однако сам термин «СДВГ» вошел в употребление только в начале 80-х годов.

Синдром дефицита внимания и гиперактивности у детей рассматривается как медико-социальная проблема, затрагивающая вопросы неврологического, психологического и педагогического профиля.

Распространенность СДВГ во всем мире достигает 5-20%. Актуальность проблемы усиливают полиморфность клинических проявлений расстройства, вероятность возникновения нежелательных последствий заболевания во взрослом возрасте, а также неоднозначность диагностики и лечения.

Суть заболевания заключена в самом термине – характерными нарушениями являются снижение внимания и гиперактивность у ребенка. В последующем такие проявления опасны в плане развития нарушений обучения, девиантного поведения, снижения качества жизни. Патология относится к этиологически гетерогенной патологии, то есть причины СДВГ могут быть различны.

СДВГ расшифровывается как синдром дефицита внимания с гиперактивностью. В связи с этим термин «синдром СДВГ» неприменим.

Первые признаки СДВГ, как правило, возникают у детей старше 5 лет. Хотя изначально может иметь место субклиническая стадия заболевания с манифестацией в более позднем возрасте. Существует теория, согласно которой СДВГ, дебютируя в детстве, не купируется впоследствии, а лишь претерпевает ряд изменений. Коррекция состояния может повлиять только на количественную и качественную трансформации. Действительно, существуют некоторые отличия объективных проявлений СДВГ у детей разных возрастных групп. У дошкольников и учащихся начальной школы преобладают гиперактивность и агрессивность в общении с окружающими. Для подростков более характерными считаются дефицит внимания, тревожно-фобические расстройства, вызывающее поведение.

В основе СДВГ лежат процессы нарушения обработки внешней и внутренней информации, что и приводит к клиническим выраженным нарушениям внимания и гиперактивности. Однако четкие позиции относительно причин возникновения таких изменений до сих пор не сформулированы. Считается, что синдром имеет полиэтиологическую природу.

Изначально синдром гиперактивности и дефицита внимания у детей рассматривался, как последствие органического поражения церебральных образований в результате перинатальной патологии нервной системы. Однако позже были описаны случаи развития синдрома рассеянного внимания и у детей, не имеющих структурных изменений головного мозга.

Оправданной считается и нейромедиаторная теория развития СДВГ. Согласно ей, причины гиперактивности и дефицита внимания у детей скрыты в дисфункции обменных процессов нейромедиаторов (в большей степени дофамина и норадреналина).

Также существует наследственная модель развития СДВГ. Ее сторонники указывают на более высокую частоту встречаемости расстройства среди родственников. На сегодняшний день установлено, что в формировании СДВГ участвует достаточно большое количество генов, различное сочетание которых обеспечивает вариабельность клиники.

Кроме того, не стоит упускать социальную обусловленность нарушений. Неблагоприятная обстановка в семье, конфликты с родственниками и сверстниками не выступают в качестве прямой причины СДВГ, но зачастую являются пусковым фактором развития расстройства.

Полиморфизм клинических проявлений синдрома дефицита внимания у детей объясняет трудности формулировки клинико-диагностических критериев. Обязательными проявлениями расстройства считаются детская гиперактивность, импульсивность и дефицит внимания. Преимущественное проявление одного из этих трех симптомов классифицирует патологию на:

  • СДВГ с преобладанием нарушений внимания;
  • СДВГ с преимущественными проявлениями гиперактивности и импульсивности;
  • комбинированную форму расстройства, в которой сочетаются клинические проявления двух предыдущих вариантов.

При этом в Российской Федерации для постановки диагноза СДВГ требуется подтвердить наличие всех трех групп симптомов. Другими словами, должна быть проведена комплексная диагностика гиперактивности, импульсивности и дефицита внимания. В этом случае может быть выявлена лишь сочетанная форма патологии. Поэтому данная классификация не нашла широкого применения в отечественной неврологии.

Кроме того, необходимыми характеристиками для заключения диагноза СДВГ считают:

  • длительность клинических проявлений не менее полугода;
  • постоянство симптомов;
  • влияние проявлений болезни на все сферы жизни;
  • выраженность нарушений;
  • проблемы в обучении и социальных контактах ребенка;
  • исключение других расстройств, объясняющих имеющуюся клинику.

Специфических тестов и лабораторно-инструментальной диагностики СДВГ не разработано.

Основные клинические симптомы СДВГ сводятся к нарушениям внимания, гиперактивности у детей и импульсивности. Такие расстройства влекут за собой неспособность к обучению у детей с сохранным интеллектом. В первую очередь страдают речь, навыки письма, чтения и счета. Ребенок не справляется со школьными заданиями, делает множество ошибок из-за невнимательности, не способен самостоятельно выстроить приоритетные задачи, отказывается от помощи и советов взрослых. Крайне показательной является приверженность гиперактивных детей к фильмам и компьютерным играм с быстрой сменой кадров.

Кроме этого, ребенок становится источником постоянного беспокойства для окружающих. Он способен вмешиваться в разговоры взрослых, перебивать собеседника, брать чужие вещи без разрешения, неадекватно вести себя в обществе. Возникают трудности при общении со сверстниками, нередко проявляется агрессивность, возникают конфликты. Ребенок не может адекватно анализировать свои поступки и предугадывать их последствия. В последующем (чаще в подростковом возрасте) это может спровоцировать асоциальное поведение.

Синдром дефицита внимания у ребенка выражается главным образом в непоследовательности его действий, отсутствии активного слушания при обращении к нему, трудностях организации учебного процесса или игр, забывчивости. Дети с СДВГ обычно с охотой берутся за новые задания, но крайне редко заканчивают их до конца, стараются избегать скучных задач, часто теряют вещи, рассеянны.

Гиперактивность у детей проявляется различными формами двигательной расторможенности. Ребенок постоянно ерзает, забирается на мебель, деревья, притоптывает ногами, барабанит пальцами. Дополнительными признаками гиперактивности могут выступать нарушения сна. Как правило, дети с СДВГ спят намного меньше, чем сверстники, и крайне импульсивны. Гиперактивность чаще выявляется у детей школьного возраста и дошкольников и порой требует серьезного лечения.

Характерной особенностью неврологического статуса при этом служит отсутствие выраженного очагового дефицита.

Терапия пациентов с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью должна носить комплексный и индивидуальный характер. Невозможно изолированное лечение гиперактивности у детей без воздействия на симптомы недостатка внимания или без нормализации функции контроля над поступками. В программе коррекции имеющихся расстройств должны обязательное принимать участие неврологи, психологи, педагоги и родители.

Основная помощь ребенку сводится к модификации поведения методами психотерапии, педагогической и нейропсихологической коррекции. Медикаментозное лечение СДВГ как у детей, так и у взрослых считается нецелесообразным. Оно может быть оправдано только в случаях отсутствия эффекта от проводимой нефармакологической терапии или наличия органической природы расстройства. В этом случае прибегают к нейропротекторам, вазоактивным средствам, антиоксидантам, ноотропам. Все препараты, применяемые для устранения симптомов СДВГ, подбираются индивидуально исключительно лечащим врачом.

Преимущественная помощь предусматривают коррекцию СДВГ по следующим направлениям:

  • работа с нарушениями внимания, контролем поведения и чрезмерной двигательной активностью;
  • оптимизация социальных отношений с взрослыми и сверстниками;
  • борьба с агрессивным поведением, гневом и зависимостями (при наличии).

До того, как лечить синдром дефицита внимания с гиперактивностью, необходимо выяснить социальные факторы патологии и постараться нивелировать негативные психологические влияния в окружении ребенка.

Нейропсихологическую работу в первую очередь направляют на повышенную отвлекаемость и недостаточную организацию деятельности. Родителям и педагогам рекомендуют по возможности игнорировать вызывающие действия ребенка, максимально ограничить отвлекающие факторы во время занятий. Отдельно должна быть продумана система поощрений за хорошее поведение. Распорядок дня составляется в соответствии с возрастом и занятостью ребенка и четко выполняется. Во многом этому способствует ведение специального дневника или календаря, где отмечаются выполненные планы. Обязательным условием должно стать соразмеренное сочетание умственной нагрузки с физической активностью.

В настоящее время дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью не редкость. Этому способствуют и высокие требования к современному образованию, и интенсивно развивающиеся технологические достижения, и частые социальные конфликты в семьях. При своевременной грамотной коррекции СДВГ течение патологии благоприятное. Однако задержка лечебно-диагностических мероприятий способна видоизменить симптомы болезни, сделав их более выраженными и грубыми. Подобные проявления значительно нарушают повседневную жизнь человека, мешают его социальным контактам и существенно снижают качество жизни.

Комментарии ( 0 )

Заболевания

Желаете перейти к следующей статье «СДВГ или синдром дефицита внимания у взрослых людей»?

Копирование материалов возможно только с указанием активной ссылки на первоисточник.

СДВГ: признаки синдрома дефицита внимания с гиперактивностью у детей

Если учителя неустанно жалуются на поведение вашего ребенка, рассказывают, что он не может устоять на месте и постоянно пребывает в движении, не спешите его ругать. Такое поведение может свидетельствовать о возникновении гиперкинетического расстройства.

Это заболевание относится к поведенческим и эмоциональным расстройствам, которые начинаются преимущественно в детском возрасте. Всемирные классификации болезней МКБ 10 и DSM-IV однозначно сходятся в том, что гиперкинетическое расстройство начинается у детей младшего возраста до 5 лет.

Обычно легкий вариант этой болезни не требует специального лечения и часто проходит, но, когда из-за болезни ребенок фактически теряет способность нормально учиться и развиваться, необходимо прибегать к применению фармако- или психотерапии.

Синдром дефицита внимания и гиперактивности — это совокупность симптомов гиперактивности, импульсивности и невнимательности, которые вместе формируют патологическое состояние психики ребенка.

Ребенок, который страдает этим расстройством, отличается неусидчивостью, постоянным желанием сменить положение тела, бегает, извивается. Учителя жалуются на плохую дисциплину школьника, рассеянность. Дома его всегда много и не существует ни одного уголка, где бы он не был. Ребенок с СДВГ не способен усидчиво покушать, постоянно болтает ногой или играется, часто бросает игры где попало и бежит к другим. Не способен сосредоточиться на одном задании и не завершает его. Иногда такое вызывающее поведение с выкрикиванием неуместных фраз значительно осложняет жизнь, как ребенка, так и его родителей.

Обычно, подобная симптоматика, которая наблюдается у детей дошкольного возраста не привлекает особое внимание. Ребенок гипердинамичный, много играется и родители только радуются. Как только младший возраст перетекает в дошкольный, в садике начинаются проблемы. Воспитатели жалуются на повышенную активность, рассеянность, забывчивость. Последняя наблюдается не в силу изменений памяти, а потому что ребенок не может сконцентрировать свое внимание на поставленной задаче.

Синдром гиперактивности отнюдь не значит, что успешность у школьников будет снижаться. Часто дети с СДВГ учатся лучше других, первыми находят ответы на вопросы. Интеллектуальная сфера при СДВГ не нарушается и часто компенсирует проявления синдрома. То же касается и памяти. Такие дети не запоминают события именно из-за недостатка внимания.

Суть механизма возникновения данного заболевания заключается в недостаточной регуляции процессов внимания. Значительный эффект достигается применением препаратов, которые принадлежат к группе стимуляторов центральной нервной системы. Современные данные о первичном повреждении тканей головного мозга в раннем возрасте поспособствовали появлению в терминологии нового термина «минимальная мозговая дисфункция» (ММД). Суть этой дисфункции заключается в дисгармоническом развитии некоторых функциональных участков головного мозга, их первичной незрелости. Эти участки способны обеспечивать высшие психические функции (чтение, речь, письмо, счет, внимание, память).

Дисфункциональные изменения вызываются недоразвитием этих участков, незрелостью мозговых структур. Локальное поражение проявляется изменениями или потерей некоторых функций коры головного мозга. В зависимости от локализации поврежденного участка могут наблюдаться различные симптомы. Это может быть нарушение речи, артикуляции некоторых звуков, ребенок проявляет трудности в письме,не может прочесть текст или посчитать элементарные задачи.

Практические исследования отечественных и зарубежных психологов выяснили, что чаще всего симптомами минимальной мозговой дисфункции являются гипердинамичность и дефицит внимания. Так в 80-тые годы прошлого века был предложен новый термин, который и обозначает это расстройство «синдром дефицита внимания с гиперактивностью» (СДВГ).

Частота случаев диагностики СДВГ по данным отечественных литературных источников варьируются от 2% до 20% среди школьников. Зарубежные показатели немного отличаются — 3-10%. Эта разница обусловлена разными уровнями бдительности родителей и настороженностью врачей. Диагноз характерен для дошкольников и школьников. СДВГ у подростков проявляется в половине случаев, у второй половины симптомы редуцируются. Единичные случаи сохранения симптомов СДВГ во взрослом возрасте обусловлены патологическим развитием личности. Статистические данные касательно распределения болезни по половым признаком свидетельствуют, что мальчики болеют данным расстройством у 2-3 раза чаще, чем девочки.

Не смотря на актуальность проблемы этого расстройства, значительных успехов в изучении причин заболевания достигнуть так и не удалось. В целом причины кроются глубоко в нейрохимических процессах и психологии ребенка.

Существует множество касательных причин развития СДВГ, но чаще всего ученые сходятся во мнении, что огромное значение в этиологии занимает органические поражение головного мозга. Значительную роль играет наличие перинатальной патологии:

  • вирусные заболевания, которые наблюдаются во время беременности;
  • асфиксия во время родов;
  • алкогольный синдром плода вследствие интоксикации материнского организма.

Часто имеют значения патология раннего детского возраста:

  • черепно-мозговые травмы;
  • интоксикации экзогенными факторами;
  • инфекционные заболевания с поражением головного мозга.

Огромную роль играет среда, в которой ребенок вырос. Если подобные психические расстройства наблюдались у родственников по генетической линии, вероятность развития синдрома у детей значительно увеличивается. Наследственность не имеет прямой связи, но склонность передается. Доказано, в случаях, когда родители употребляли любые психоактивные вещества, наркотики, ребенок развивался с данным синдромом. Не только наследственность имеет значение, но и обстановка в семье. Неблагоприятное социальное и моральное положение семьи прямым образом влияет на ребенка, имеют значение также бытовые условия, которые в совокупности с наследственностью способствует развитию болезни.

Основные критерии расстройства

Диагноз СДВГ включен в классификации МКБ 10 и DSN IV.

МКБ 10 предусматривает наличие трех основных симптомов (импульсивность, дефицит внимания, гиперактивность) и устанавливает критерии заболевания, которые необходимо удовлетворить, чтобы поставить диагноз СДВГ. Код по МКБ — F 90.0

Диагностические критерии СДВГ:

  • появление симптомов в младшем возрасте (обычно до 5 лет);
  • подобная симптоматика наблюдается во всех кругах общения ребенка (в школе, в садике, дома, на игровой площадке или в гостях);
  • исключены схожие заболевания детского возраста, которые могут вызывать подобные симптомы (аутизм, тревожное расстройство, мания, депрессия).

Невнимательность (для диагностики и постановки диагноза СДВГ у детей необходимо наличие не меньше шести признаков на протяжении 6 месяцев). Признаки невнимательности:

  • сложности концентрации на бытовых вещах, механические ошибки;
  • невозможность сконцентрировать внимание и терпеливо выслушать собеседника;
  • невозможность довести до конца заданную работу;
  • невозможность организовать любую игру;
  • частая потеря мелочей или других вещей;
  • сложность в восприятии на эмоциональном уровне интеллектуальной деятельности;
  • повышенное отвлечение внимания на второочередные задачи;
  • общая рассеянность.

Гиперактивность (необходимо наличие не меньше трех признаков на протяжении 6 месяцев):

  • неспособность длительное время пребывать в спокойном состоянии;
  • неусидчивость, когда это необходимо (ребенок часто подхватывается, когда необходимо оставаться на месте);
  • постоянная необходимость перемещаться (бегает, прыгает), гипердинамический;
  • неспособность играть в команде вместе с другими детьми в неактивные игры;
  • невозможность ограничить лишнюю активность.

Импульсивность (необходимо наличие не меньше одного признака на протяжении 6 месяцев):

  • преждевременный ответ на вопрос, не дослушав его до конца;
  • неспособность придерживаться очереди;
  • вмешательство в чужие разговоры или игры других детей;
  • неспособность поддерживать тишину, даже в ситуациях, которые этого требуют.

СДВГ часто соединяется с другими нарушениями, такими, как расстройства речи, письма, чтения, счета, школьники обычно плохо учатся, невзирая на высокий интеллектуальный уровень. Часто нарушается тонкая моторика. Нередко возникают невротичные расстройства в виде энуреза, заикания. Эмоциональное развитие, как правило, не соответствует возрастной норме, дети с СДВГ эмоционально неуравновешены, взрывчатые, не могут контактировать со сверстниками, пытаются управлять ими, проявляют агрессию в случае неудач и непослушания окружающих. Отношения со взрослыми довольно сложные, полная неуправляемость детей, игнорирование запретов и социальных норм поведения ведут к агрессивным действиям со стороны взрослых.

Важно учесть, что четкой границы между нормальной и повышенной активностью ребенка нет и правильно оценить поведение поможет всесторонняя помощь родителей, близких, учителей или воспитателей детского сада. Когда их наблюдения и психологические тесты будут совпадать, следует задуматься о выставлении этого диагноза. Отклонением считается постоянное активное поведение ребенка (школьного или дошкольного возраста) во всех ситуациях, которое отличается от возрастной нормы или поведения большинства сверстников.

По DSM IV выделяют три формы этого расстройства, которые могут включать разные симптомы:

Как распознать синдром у своего ребенка?

Многие родители озадачены вопросом диагностики подобного расстройства у собственных детей, так как критерии классификаций довольно расплывчатые. Естественно, точный диагноз сможет определить только детский психиатр, который специализируется на таких заболеваниях, но заподозрить нарушения могут и родители. Следующие характеристики помогут распознать некоторые симптомы болезни.

С чем важно не спутать СДВГ?

Отдельные клинические проявления синдрома гиперактивности могут входить в структуру различных заболеваний, как психических, так и соматических.

Гиперактивность ребенка и дефицит внимания могут возникать в результате астенических состояний, вследствие перенесенных инфекционных или соматических заболеваний, в случае черепно-мозговых травм. Любое соединение гиперактивности и нарушения внимания с симптомами основного заболевания имеет временные интервалы возникновения симптомов основного заболевания (в то время, как проявления СДВГ наблюдаются с раннего детства), что является дифференциально-диагностическим признаком.

Гиперактивность и невнимательность могут свидетельствовать также о тревожном или депрессивном расстройстве, характеристики которых имеют похожие признаки. Раздраженность и беспокойство являются также симптомами ажитированного депрессивного расстройства.

Острое начало симптоматики заболевания может быть обусловлено возникновением реактивного расстройства психогенной или органической природы. Часто его сравнивают с эпизодом мании.

В некоторых случаях подобная симптоматика включается в диагноз шизофрении или неврологического заболевания.

Неусидчивость и активность могут вызываться нарушениями функций щитовидной железы — увеличением синтеза гормонов, которые ускоряют основной обмен веществ.

Прогноз СДВГ зависит от ряда условий: своевременная диагностика, лечение и длительное наблюдение обеспечивают пациентам благоприятный результат этого расстройства. В некоторых случаях симптомы дефицита внимания приводят к задержке развития у детей младшего возраста, в более старшем возрасте – к асоциальному поведению и патологии формирования личности. Прогноз на способность к учебе относительно благоприятный, болезнь часто проходит бесследно в течение нескольких лет.

Проверь себя!

Все о стрессе © 2017. Все права защищены.

Симптомы гиперактивности у ребенка, коррекция, рекомендации для взрослых

Очень часто бывает так, что родители жалуются на то, что их ребенок неусидчив, не слушается, ни секунды не сидит на месте, ему очень трудно хоть сколько-то посидеть спокойно и заниматься делом. Может ли это быть просто особенностью характера ребенка, невоспитанностью или это патологическое состояние, которое требует коррекции?

Часто у таких детей психологи в результате диагностики определяют наличие синдрома дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ). Ниже мы опишем причины гиперактивности, чем проявляется данный синдром, какие существуют критерии для диагностики этой патологии, как лечить гиперактивность и приведем ряд советов для родителей и педагогов.

СДВГ – стойкое поведенческое расстройство с дебютом в детском возрасте, проявляющееся импульсивностью, трудной управляемостью, снижением концентрации внимания и рядом других симптомов.

Еще в XIX веке немецкий психоневролог Г. Хоффман впервые описал чересчур подвижного и активного ребенка, прозвав его «Непоседой Филом». С 60-х годов XX века подобное состояние стали считать патологическим и называли минимальными нарушениями деятельности головного мозга. В 80-х годах это заболевание получило свое место в международной классификации болезней и стало называться СДВГ.

Неблагоприятные факторы течения беременности:

  • Гипоксия плода
  • Угроза прерывания беременности
  • Стрессы во время беременности
  • Неправильное питание во время беременности
  • Курение
  • Затяжные роды
  • Стремительные роды
  • Стимуляция родовой деятельности
  • Недоношенность (роды до 38 недель беременности)
  • Наличие у ребенка неврологических заболеваний
  • Конфликтные ситуации в семье, напряженные отношения между родителями
  • Излишняя строгость в отношении ребенка
  • Отравление тяжелыми металлами, например, свинцом
  • Некоторую роль также играет и неправильное питание ребенка

Существует мнение, что травмы шейного отдела позвоночника являются причиной СДВГ, это заблуждение.

Если у ребенка имеется сочетание нескольких факторов развития заболевания, то риск развития синдрома гиперактивности у таких детей увеличивается.

В зависимости от доминирующих признаков гиперактивности выделяют три типа заболевания:

  • Синдром гиперактивности без дефицита внимания
  • Синдром дефицита внимания без гиперактивности
  • Сидром гиперактивности, сочетающийся с дефицитом внимания – этот тип заболевания встречается наиболее часто.

Распространенность заболевания – 4-5% среди детей. Мальчики страдают СДВГ примерно в 6 раз чаще девочек.

Рассмотрим, чем и в каком возрасте может проявляться гиперактивность у детей. Симптомы впервые могут появиться еще до года. В этом возрасте такие дети могут отличаться излишней возбудимостью, могут чересчур бурно реагировать на различные манипуляции, на яркий свет, звук. У них часто имеются нарушения сна – они с трудом засыпают, часто просыпаются, период бодрствования увеличен. В физическом развитии они могут несколько отставать от сверстников (на 1-1,5 месяца). Развитие речи также может быть запоздалым.

Подобные симптомы могут быть и при многих других заболеваниях, поэтому при их наличии не стоит самостоятельно делать выводы о причинах их появления. Следует обратиться к врачу для своевременной диагностики заболевания.

Также не следует относить к патологии, если один из симптомов появляются лишь изредка. Вполне нормально, если у ребенка сбился режим, и он не может уснуть в обычное для него время или просто увлекся игрой и оказывается засыпать. Причин для капризов у ребенка может быть много, начиная от прорезывающихся зубов, заканчивая нарушениями в диете ребенка.

Уже примерно в 2-3 года появляются отчетливые симптомы, но большинство родителей их не замечает или считает подобные проявления нормой. Естественно, что это не служит для них поводом для обращения к врачу, а зря, ведь чем раньше выявить проблему, тем проще с ней будет справиться. В этом возрасте уже может проявляться неусидчивость, можно отметить излишнее количество движений у ребенка, движения эти хаотичны. Специалист может определить задержку речевого развития, а затем и наличие «моторной неловкости».

Часто именно в возрасте 3 лет родители могут обратить внимание на состояние ребенка. Именно в 3 года начинается очередной возрастной кризис у ребенка, когда он осознает свое Я, исследует границы дозволенного, в связи, с чем становится очень упрямым, капризным, это нормальный период психического развития ребенка, но при этом у детей с СДВГ все признаки обостряются.

Также в этот период многих детей отдают в садик, где за ними наблюдают другие люди и они часто и говорят родителям о том, что их ребенок неусидчив, невнимателен, не слушается воспитателей, его невозможно уложить спать. Это и может быть первым звоночком для родителей, чтобы они обратились к специалисту. В этом возрасте идет интенсивное развитие памяти и внимания, у детей с СДВГ оно идет медленней.

Так как у ребенка с СДВГ нервная система не справляется с увеличением требований, физических, психических нагрузок, то ухудшение может наблюдаться у детей дошкольного возраста (в возрасте 5-5,5 лет). В это время в детском саду у детей начинаются подготовительные занятия, которые требуют концентрации внимания, способности некоторое время сидеть на одном месте и слушать взрослого.

Психическое развитие таких детей отстает, это может проявляться в заниженной самооценке, неуравновешенностью, вспыльчивостью. Такие дети могут жаловаться на головные боли, у них могут быть нервные тики, у них появляются фобии (страхи). У некоторых диагностируется энурез.

У детей школьного возраста, несмотря на сохранность интеллекта, плохая успеваемость. Они невнимательны на уроках, им сложно чем-то увлечься. Они с трудом находят общий язык со сверстниками, такие дети склонны к конфликтам. Из-за нетерпимости у них редко бывают хорошие отношения с одноклассниками и учителями. Такие дети не способны оценивать последствия своих поступков, они очень импульсивны, часто — агрессивны, что при отсутствии диагностики и лечения впоследствии может привести к асоциальному поведению.

Чем раньше начать лечение гиперактивности, тем меньшими последствиями можно обойтись.

Применять их целесообразно не раньше 6 лет. Для установления диагноза СДВГ в возрасте 6-17 лет достаточно 6 совпадений, для лиц старше 17 лет – 5 совпадений. Эти критерии могут и даже должны присутствовать у ребенка с СДВГ и более раннем возрасте.

Критерии, относящиеся к проявлениям гиперактивности:

  • Беспокойные движения руками и ногами.
  • Сидя на стуле, постоянно крутится, вертится.
  • В ситуациях, когда нужно оставаться на одном месте — встает, уходит.
  • Наличие бесцельных движений – прыгает, бегает, кружится тогда, когда это не уместно и не нужно.
  • Невозможность тихо посидеть и чем-то спокойно позаниматься.
  • Постоянно находится в движении.
  • Чересчур болтлив.
  • Отвечает на вопрос, не дослушав его до конца.
  • Не может дождаться своей очереди или это дается ему с большим трудом.
  • Постоянно вмешивается в чужую игру, разговор.
  • Во время сна постоянно переворачивается, сбрасывает одеяло, комкает простыню.

Критерии, относящиеся к проявлениям дефицита внимания:

  • Невозможность удерживать внимание на мелких деталях, допускает ошибки в школе из-за небрежности и невнимательности.
  • Не может сконцентрировать внимание во время игры или при выполнении задания.
  • При разговоре с ребенком создается впечатление, что он вас не слушает.
  • Не может до конца выполнить задание, уроки, домашние дела, при этом такое поведение не связано с протестами ребенка.
  • Ребенку сложно организовать самостоятельную деятельность.
  • Сознательно избегает любых заданий, работы, где требуется фиксировать внимание.
  • Ребенок часто теряет свои вещи.
  • Легко отвлекается на внешние раздражители.
  • Отличается забывчивостью в различных повседневных ситуациях.
  • Имеется склонность к деструктивному поведению, часто ломает что-либо, при этом отрицает свою причастность.

При подозрении у ребенка СДВГ родителям необходимо обратиться к врачу неврологу для консультации и обследования. Часто под маской СДВГ может прятаться другое серьезное заболевание. Дифференцировку диагноза проводит только врач.

Коррекция гиперактивности должна проводиться с помощью нескольких методик, среди которых есть медикаментозные и немедикаментозные. Преимущественно используются немедикаментозные способы лечения. Лекарственные средства используются в случае, если все иные методы оказались неэффективными. Основные направления коррекции СДВГ:

Детям с СДВГ нельзя заниматься спортивными играми с соревновательным элементов, так как они могут усилить проявления заболевания. Также не рекомендуются игры с показательными выступлениями и со статическими нагрузками. Полезными же окажутся легкие аэробные тренировки, например, плавание, лыжный спорт, езда на велосипеде.

Существуют разные методики, позволяющие уменьшить тревожность, повысить коммуникабельность ребенка. Психолог может моделировать различные ситуации успеха, помочь подобрать сферу деятельности для ребенка, в которой он будет себя уверенно чувствовать. Даются упражнения на развитие речи, памяти, внимания. При серьезных нарушениях речи рекомендуются занятия с логопедом. Также полезно бывает сменить ребенку окружение, при положительных сдвигах в лечении, в новом окружении к ребенку быстрее сформируется хорошее отношение.

Проблема ребенка накладывает свой отпечаток и на родителей, особенно на мать ребенка, которая чаще всего с ним контактирует. У таких женщин в 5 раз чаще выявляется депрессия, они раздражительны, импульсивны, нетерпимы. Семейная психотерапия поможет ребенку быстрее избавиться от СДВГ.

Релаксационные аутотренинги оказывают благоприятное влияние на таких детей, так как нормализуют деятельность центральной и периферической нервной системы, стимулируют резервную деятельность коры головного мозга.

Меняться должен не только ребенок, но и взрослые, окружающие его. Дети с СДВГ имеют очень высокий порог к отрицательным эмоциям, поэтому они невосприимчивы к запретам, наказаниям, но при этом очень легко откликаются на позитивные эмоции, их гораздо эффективнее хвалить за хорошие поступки, чем ругать за плохие. С таким ребенком надо свести к минимуму запреты и отказ. Конечно, не нужно выходить за рамки разумного. Запрещаться должно только то, что может быть опасно или вредно для ребенка. Отношения с таким ребенком надо строить на взаимопонимании и доверии. Важен и микроклимат в семье. Родителям нужно также свести к минимуму и ссоры между собой, тем более не ссориться при ребенке! Важно проводить досуг всей семьей. Ребенку нужно помочь организовать режим и место для занятий.

В США активно применяются психостимуляторы для коррекции СДВГ. Они очень эффективны, но имеют много побочных эффектов, из-за чего принято решение о том, что подобная терапия проводится при неэффективности иных методов.

В России психостимуляторы запрещены к использованию при СДВГ. Вместо них пробуют использовать ноотропные препараты для улучшения метаболических процессов головного мозга, но доказательной базы к использованию ноотропов при СДВГ нет.

  • Используйте положительную модель воспитания – чаще хватите ребенка, когда он этого заслуживаете. Будьте более внимательны, поощряйте даже незначительные успехи, чаще используйте слово «да», чем «нет» и «нельзя».
  • Придумайте ему ежедневные поручения по дому, не выполняйте их за него (застелить постель, помыть посуду после ужина или вынести мусор).
  • Заведите блокнот, где вместе с ребенком будете описывать каждый вечер его успехи за день.
  • Не завышайте и не занижайте требования к ребенку, ставьте перед ним задачи, которые соответствуют его способностям, за выполнение этих задач хвалите.
  • Определите для него четкие рамки – что можно и что нельзя делать. Ребенок с СДВГ должен учиться справляться с обычными для его возраста трудностями. Не следует формировать ему «тепличные» условия.
  • Просите ребенка о чем-либо, не приказывайте ему.
  • Если ваш ребенок вызывающе себя ведет, это значит, что он хочет привлечь ваше внимание, но не знает как иначе это сделать. Проводите с ним больше времени.
  • Дома должен быть четкий распорядок дня. Соблюдать его должен не только ребенок, но и взрослые!
  • Не ходите с ребенком в чересчур людные места, в торговые центры, на рынок. Это может его перевозбудить.
  • Оберегайте ребенка от переутомления, так как это вызывает чрезмерную двигательную активность и снижает возможность самоконтроля.
  • Не давайте долго сидеть у телевизора, введите режим просмотра мультфильмов, как долго и в какое время, четко следуйте ему.
  • Любые ограничения и правила, которые вы вводите должны быть выполнимы, перед тем как ввести их подумайте, точно ли вы сможете их выполнить. Например, не стоит говорить ребенку, что он будет смотреть телевизор раз в неделю, вы все равно не сможете всегда выполнять это правило и сами первые сдадитесь. В таком случае все, что вы требуете, все ваши правила будут обесценены.
  • Наладьте режим сна. Ребенок должен ложиться спать и просыпаться в одно время. Он должен высыпаться. Иначе у ребенка снижается самоконтроль, а к вечеру вы можете увидеть его неуправляемым.
  • Учите ребенка себя контролировать, думать о последствиях своих действий.
  • Будьте спокойны, как бы это ни было трудно. Вы – пример для вашего ребенка.
  • Детям важно осознавать свою значимость, быть успешными в чем-то. Помогите ему выбрать какую-то область деятельности, в которой он сможет раскрыть свои способности и будет преуспевать.
  • Вознаграждайте ребенка даже за маленькие успехи, устная похвала тоже много значит.
  • Во время урока устраивайте пару раз минутку активного отдыха, встаньте и сделайте небольшую зарядку.
  • Расписание занятий должно быть постоянным.
  • В классе не должно быть отвлекающих предметов, картин, поделок, стендов.
  • К гиперактивным детям нужен индивидуальный подход, не стоит вообще к детям относиться как к массе, все они разные, к каждому нужен разный подход, а детям с СДВГ это необходимо еще больше.
  • Такие дети должны находиться в центре класса, напротив доски, на первых-вторых рядах, они всегда должны быть видны учителю и иметь возможность быстро привлечь его внимание.
  • Привлекайте такого ребенка к активным действиям во время урока – попросите вымыть доску, собрать тетради или раздать их.
  • Избегайте однообразия и монотонности на уроках. Вводите творческий элемент, мотивируйте детей, сделайте так, чтобы урок был интересен, а не был просто обязательными несколькими десятками минут. Это полезно для всех детей, так гораздо лучше усвоится материал, и дети снова захотят к вам на урок.
  • Большие задания разбивайте на несколько меньших, контролируйте выполнение каждой из частей.
  • Не завышайте и не занижайте требования к ребенку.
  • Создавайте ребенку «ситуацию успеха», такую, в которой он сможет проявить себя.
  • Помогайте ребенку адаптироваться в коллективе, обучайте его социальным правилам и нормам, помогите ему наладить контакт со сверстниками.

Спасибо за статью

Статья очень нужная и кстати. У меня внук страдает именно этим СДВГ. Очень трудно и очень больно смотреть, как он и сам страдает от этого. Поучительная статья. Главное, чтобы в школе педагог понял это. Правильно нам сказал врач психиатр: если попадет понимающий педагог, все будет в порядке. Но вот в детском саду нас не поняли. Пришлось бросить ходить туда. Очень обидно. Главное даже, что не поняли воспитатели и заведующая детским садом, которым потом удалось об"яснить все-таки, что происходит с ребенком. Но вот родителям других детей так и не смогли достучаться.

Статья действительно полезная. У моего сына СДВГ. Но, к сожалению, в д/с сейчас редко встретишь профессионала своего дела. Печально, но факт. Мы столкнулись с той же самой проблемой, что и Вы Нина. Причем мы ходим в специализированную группу. Вопрос: "Куда смотрят наши эксперты образования, когда ставят на спец. группу таких педагогов?" Нас МПК направила в эту группу, и мы вынуждены туда не ходить, потому что нас там то же не поняли. Хотя в саду есть психолог. Снова возникает вопрос: "Чем же он там занимается, если не выполняет свои прямые обязанности?"

Огромное спасибо за статью! Моему сыну тоже поставили такой диагноз. Столкнулись с непониманием и нерпинятием ребенка как в детском саду , так и в школе, никто нас не хочет слышать и понимать, да и подхода к ребенку никто не ищет. Завуч в школе говорит, что у нас в Белоруссии эта проблема не афишируется. А как же тогда человеческое и понинающее, уважительное отношение к ребенку, да, и сами педагоги, они жалуются, что им тяжело, мы не можем найти к нему подход, а можно спрость, не можете, или не хотите, а как раньше гордо звучало, и как этим гордились и это было престижно, что кто-то из родственников работает учителем!,с уважением, Надежда

Надежда, учителем работать, судя по зарплате, не престижно. "Если хотите зарабатывать идите в другое место." К учителям требования очень большие, а зарплата не соответствует этим требованиям. А почему к родителям требований никаких? В д/с не понимают. А вы сами понимаете своего ребенка? У вас с ним хорошие отношения? Вам он очень нужен? Вы к нему подход нашли? Поделитесь со специалистами, которые работают с Вашим ребенком.

Когда ребенок нужен своим родителям — это очень видно. Это читается сразу.

У моей внучки СДВГ, проживает в Питере. Мешала она в детском саду, теперь мешает в школе. Педагоги настроены агрессивно. Приходится уходить на семейное обучение. Да, к сожалению, уровень педагогов, впрочем как и врачей, юристов и т.д. значительно упал в последние годы в нашей стране — это факт! Кругами ходишь по "специалистам" (именно в кавычках) , но ни помощи, ни решения проблем. Дилетантизм и не профессионализм заполонил абсолютно все сферы! Спасибо таким статьям и авторам, — приходится прибегать к их рекомендациям и прямо таки вылавливать информацию из Интернета, т.к. от так называемых специалистов её не дождешься.

Совершенно согласна с Ниной, к сожалению нынешнее положение не радует.Мы тоже столкнулись с такой проблемой. Так в итоге пришлось все решать самой, открыв просторы интернета.Очень обидно когда тебя и твоего ребенка считают изгоем везде, куда бы не обратились. Даже в коррекционных центрах помочь не могут. Очень обидно и жаль что такие профессионалы работаю с нами и нашими детьми. Желаю всем терпения, удачи и здоровья!

И у моего сына тоже самое. Очень нелегко, особенно когда понимаешь, что он отличается от остальных. Статья ОЧЕНЬ полезная. Вчитайтесь в каждое предложение! Это на самом деле помогает, когда уже не остается никаких сил и терпения. Тоже было трудно в саду: необщительный, слишком активный, агрессивный, во всем видит негатив. Сейчас пошли в школу — проблемы с памятью сильно проявились. Очень спасает предварительная подготовка. Когда он почти все знает — ему легче в классе работать и отметки лучше стали. Выстраиваем хорошие отношения с учителем (это очень важно). Если нет понимания со стороны учителя или воспитателя, лучше поменяйте его. Ребенок должен находится в благоприятной атмосфере, любить учителя. Дома спасает спортивный уголок. Что бы я без него делала! Конечно невролог, назначения, но этого мало. Еще думаю пойти к психологу на консультации.

А родителям еще советую: не смотря ни на что раз в неделю отдыхать от ребенка, чтобы восстановить силы и собраться с мыслями. Все равно Мы справимся. ))))))

Галия. Да я вас всех понимаю .У моего прав ну-ка та же самая проблема да ещё куча болячкЕкатерина . Но слава БОГУ ЗА ТО ЧТО У НАС ЕСТЬ ТАКИЕ ЗАМЕЧАТЕЛЬНЫЙ ДЕТИ , а вы попробуйте ДЕЛИТЬСЯ СВОИМИ ПРОБЛЕМАМИ с педагога мира и воспитателями не дадите на них свои проблемами а попросите помочь вам в этом. И тогда увидите совсем другое отношение к вашему ребёнку. Я через это прошла.Порой ни воспитатели ни педагоги не знают об этих заболеваниях и не знают как с ними работать. Поэтому помогайте им тоже.

Моему ребёнку только 2,5, и уже есть признаки. Врачи говорят, что со временем будет ухудшаться и нужно уже сейчас принимать лекарства. А мне бы не хотелось. Спасибо, что делитесь опытом.

Прошу прощения,расскажите,как проявляется?Внуку тоже2.5..плохо говорит..но с удовольствием рисует..переживаю..

Есть такой специалист,как Игорь Неповинных. Хороший спец в этом деле. Найдите его в ютюбе.

Фред А. Боман мл. и Крэйг Хуви

Статья замечательная! моему сыну 6лет, СДВГ поставили в 4 года…причем не врожденный, а приобретенный. Врач обьяснила тем, что в саду много детей(28 чел в группе), шума и невнимание и безразличие со стороны воспитателей, которые безразличны абсолютно к агрессивным играм детей(пусть , что хотят то и делают, лишь бы не приставвали). Ни разу не видела групповых игр на площадке в саду, кучкуются сами по себе-одни тихонечко, а большая чсть бегает "сломя голову" и деруться реально. Таблетками не пичкала, отказалась сразу. НО. 2 раза в год пропиваем курс глицина.

Все ли Вы знаете о простуде и гриппе

© 2013 Азбука здоровья // Пользовательское соглашение // Политика персональных данных // Карта сайта Информация на сайте предназначена для ознакомления и не призывает к самостоятельному лечению. Для установления диагноза и получения рекомендаций по лечению необходима консультация квалифицированного врача.

Синдром дефицита внимания +и гиперактивности

Рубрики

  • Гемофобия или боязнь крови – это неконтролируемый страх на уровне сильных паниче.
  • Социофобия – это иррациональный страх, неконтролируемая боязнь каких-либо общест.
  • Эргофобия – это страх перед работой, выполнением любых целенаправленных действий.
    • Regina к записи Как влюбить в себя мужчину
    • Ведмеш Н.А к записи Подростковая депрессия
    • Ведмеш Н.А к записи Слабоумие
    • Ведмеш Н.А к записи Как пережить разрыв отношений
    • Ведмеш Н.А к записи Как забыть человека которого любишь
  • СДВГ – это нарушение развития неврологическо-поведенческого характера, при котором ярко выражена гиперактивность малышей наряду с дефицитом внимания. Среди отличительных признаков данного расстройства, наличие которых предоставляет основание для установления диагноза СДВГ, выделяют такие симптомы, как сложность концентрирования внимания, повышенная активность и импульсивность, неподдающаяся управлению. Вследствие того, что малышам трудно сосредотачивать внимание, они нередко не могут правильно выполнить учебные задания или решить задачи, так как совершают ошибки по причине собственной невнимательности и непоседливости (гиперактивности). Также они могут не слушать объяснения учителей или просто на их разъяснения не обращают внимание. Неврология рассматривает данное расстройство в качестве устойчивого хронического синдрома, для которого способа излечения по сей день не найдено. Медики полагают, что СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивности) уходит бесследно по мере взросления малышей или взрослые лица приспосабливаются жить с ним.

    Сегодня, к сожалению, точные причины появления СДВГ (синдрома дефицита внимания и гиперактивности) не установлены, однако можно выделить несколько теорий. Итак, причинами органических расстройств могут быть: неблагоприятная экологическая ситуация, иммунологическая несовместимость, инфекционные заболевания женской части населения во время беременности, отравление наркозом, прием некоторых лекарственных препаратов, наркотических средств или алкоголя женщинами в период вынашивания малыша, некоторые хронические болезни матери, угрозы выкидыша, преждевременные или затяжные роды, стимуляция родовой активности, кесарево сечение, неправильное предлежание плода, любые заболевания новорожденных, которые протекают с высокой температурой, приемом малышами сильнодействующих препаратов.

    Также такие заболевания, как астматические состояния, сердечная недостаточность, воспаление легких, диабет могут выступать факторами, провоцирующими нарушение в мозговой деятельности малышей.

    Также учеными было установлено, что существуют генетические предпосылки к формированию СДВГ. Однако они проявляются только при взаимодействии с окружающим миром, который может такие предпосылки либо усилить, либо ослабить.

    СДВГ синдром могут также вызывать негативные воздействия в постнатальном периоде на ребенка. Среди таких воздействий можно выделить, как социальные причины, так и биологические факторы. Способы воспитания, отношение к малышу в семье, социально-экономический статус ячейки общества не являются причинами, провоцирующими СДВГ, сами по себе. Однако зачастую, перечисленные факторы вырабатывают адаптационные возможности крохи к окружающему миру. К биологическим факторам, провоцирующим развитие СДВГ, относят кормление малыша искусственными пищевыми добавками, наличие в еде ребенка пестицидов, свинца, нейротоксинов. Сегодня степень влияния этих веществ на патогенез СДВГ находится на этапе изучения.

    Синдром СДВГ, резюмируя вышесказанное, является полиэтиологичным нарушением, образование которого обусловлено воздействием нескольких факторов в комплексе.

    К основным симптомам СДВГ относят нарушения функции внимания, повышенную активность детей и их импульсивность.

    Нарушения со стороны внимания проявляются у малыша невозможностью удерживать внимание на элементах предмета, допущением множества ошибок, сложностью сохранения внимания в ходе выполнения учебных или иных заданий. Такой ребенок не слушает речь, обращенную к нему, не умеет соблюдать инструкции и доводить работу до конца, самостоятельно не способен спланировать или организовать выполнение задач, старается избегать дела, требующие продолжительного интеллектуального напряжения, склонен постоянно терять собственные вещи, проявляет забывчивость, легко отвлекается.

    Гиперактивность проявляется неспокойными движениями рук либо ног, ерзаньем на месте, неусидчивостью.

    Дети с СДВГ зачастую забираются или бегают куда-то, когда это некстати, не могут спокойно и тихо играть. Такая бесцельная гиперактивность имеет устойчивый характер и не поддается влиянию правил или условий ситуации.

    Импульсивность проявляется в ситуациях, когда малыши, не дослушав вопрос и не задумываясь, отвечают на него, не в состоянии ожидать своей очереди. Такие дети часто перебивают других, мешают им, нередко болтливы или несдержанны в речи.

    Характеристика ребенка с СДВГ. Перечисленные симптомы должны наблюдаться у малышей не менее шести месяцев и распространяться на все области их жизнедеятельности (нарушения адаптационных процессов отмечаются в нескольких видах обстановки). Нарушения в обучении, неполадки в социальных контактах и трудовой деятельности у таких детей ярко выражены.

    Диагноз СДВГ ставится при исключении других патологий психики, так как проявления данного синдрома не должны быть связаны только с наличием другого заболевания.

    Характеристика ребенка с СДВГ имеет свои особенности в зависимости от возрастного периода, в котором он находится.

    В дошкольном периоде (от трех и до 7 лет) часто начинают проявляться повышенная активность малышей и импульсивность. Чрезмерная активность проявляется постоянным движением, в котором находятся малыши. Они характеризуются крайней неусидчивостью на занятиях и болтливостью. Импульсивность малышей выражается в совершении необдуманных действий, в частом перебивании других людей, вмешательством в посторонние разговоры, которые их не касаются. Обычно таких детей считают невоспитанными или чрезмерно темпераментными. Нередко импульсивности может сопутствовать бесшабашность, вследствие которой кроха может подвергать опасности себя или окружающих.

    Дети с СДВГ довольно неаккуратны, непослушны, часто бросают или ломают вещи, игрушки, могут проявлять агрессивность, иногда отстают в речевом развитии от ровесников.

    Проблемы ребенка с СДВГ после поступления в учебное заведение лишь усугубляются, вследствие школьных требований, которые он в полной мере не в состоянии выполнять. Детское поведение не отвечает возрастной норме, поэтому в образовательном учреждении он не способен получить результаты, соответствующие его потенциалу (уровень интеллектуального развития соответствует возрастному интервалу). Такие дети во время занятий не слышат педагога, им трудно решать предлагаемые задания, поскольку они испытывают сложности в организации труда и доведении его до завершения, в процессе выполнения забывают условия задач, плохо усваивают учебный материал и не в состоянии грамотно его применять. Поэтому малыши довольно быстро отключаются от процесса выполнения заданий.

    Дети с СДВГ не замечают деталей, склонны к забывчивости, плохой переключаемости и не выполнению указаний учителя. Дома, такие малыши, неспособны справляться самостоятельно с выполнением заданий по урокам. У них гораздо чаще, в сравнении с ровесниками, отмечаются сложности в формировании навыков логического мышления, умений читать, писать и считать.

    Страдающие СДВГ синдромом школьники характеризуются сложностями в межличностных взаимоотношениях, проблемами в установлении контактов. Их поведение склонно к непредсказуемости, вследствие значительных колебаний настроения. Также отмечается горячность, задиристость, противопоставляющие и агрессивные действия. Вследствие чего такие малыши не могут уделять продолжительное время игре, успешно взаимодействовать и устанавливать дружеские контакты с ровесниками.

    В коллективе малыши, страдающие СДВГ, являются источниками постоянной тревоги, так как они шумят, мешают окружающим, без спроса берут чужие вещи. Все перечисленное ведет к появлению конфликтов, в результате этого кроха становится нежеланным в коллективе. Встречая подобное отношение, малыши нередко осознанно становятся «шутами» в классе, надеясь тем самым наладить отношения с ровесниками. Вследствие этого страдает не только школьная успеваемость детей с СДВГ, но и работа класса в целом, так они могут срывать уроки. В общих чертах их поведение производит впечатление несоответствия своему возрастному периоду, поэтому сверстники с ними общаются неохотно, что постепенно формирует у малышей с СДВГ заниженную самооценку. В семье такие малыши нередко страдают из-за постоянного сравнения их с другими детьми, которые более послушны или лучше учатся.

    СДВГ гиперактивность в подростковом возрасте характеризуется значительным уменьшением. Ее сменяет чувство внутреннего беспокойства и суетливость.

    Для подростков с СДВГ свойственна несамостоятельность, безответственность, сложности в завершении выполнения заданий, поручений и в организации деятельности. В пубертатном периоде выраженные проявления расстройств со стороны функции внимания и импульсивности наблюдаются приблизительно у 80% подростков СДВГ. Нередко у детей с подобным нарушением отмечается ухудшение школьной успеваемости, вследствие того, что они результативно спланировать собственную работу и организовать ее по времени не в состоянии.

    Постепенно у детей нарастают сложности в семейных и прочих взаимоотношениях. Большинство подростков с таким синдромом отличает наличие проблем в следовании правил поведения, безрассудное поведение, связанное с безосновательным риском, неповиновением законам общества и неподчинением социальным нормам. Наряду с этим им характерна слабая эмоциональная устойчивость психики при неудачах, нерешительность, заниженная самооценка. Подростки непомерно чувствительны к дразнению и колкостям со стороны ровесников. Педагоги и другие характеризуют подростковое поведение как незрелое, которое не соотносится их возрастному периоду. В будничной жизни дети игнорируют меры безопасности, что приводит к возрастанию риска возникновения несчастных случаев.

    Дети в пубертатном периоде, имеющие в анамнезе СДВГ, гораздо более чем их ровесники расположены к втягиванию их в различные группировки, совершающие правонарушения. Также у подростков может обнаружиться тяга к злоупотреблению спиртосодержащих напитков или наркотических веществ.

    Работа с детьми с СДВГ может охватывать несколько направлений: поведенческую терапию или арт-терапию, ключевым назначением которых является вырабатывание социальных навыков.

    Основываясь на международных признаках, содержащих в себе перечни максимально характерных и отчетливо прослеживаемых проявлений данного нарушения, можно поставить диагноз СДВГ.

    Непременными характеристиками данного синдрома являются:

    — продолжительность симптомов по времени течения не меньше шести месяцев;

    — распространенность как минимум на два вида окружающей обстановки, устойчивость проявлений;

    — выраженность симптомов (наблюдаются значительные нарушения обучения, расстройства социальных контактов, профессиональной сферы);

    — исключение других психических нарушений.

    СДВГ гиперактивность определяется как первичное нарушение. Вместе с тем выделяют несколько форм СДВГ, обуславливаемых наличием преобладающих симптомов:

    — сочетанная форма, которая включает три группы симптомов;

    — СДВГ с превалирующими нарушениями внимания;

    — СДВГ с доминированием импульсивности и повышенной активности.

    В детском возрастном периоде сравнительно часто наблюдаются так называемые состояния-имитаторы данного синдрома. Приблизительно у двадцати процентов детей периодически отмечаются внешне похожие на СДВГ виды поведения. Поэтому СДВГ следует разграничивать с широким диапазоном состояний, подобных ему исключительно внешними проявлениями, но значительно отличающихся по причинам и способам коррекции. К ним относят:

    — индивидуальные личностные характеристики и особенности темперамента (поведение чрезмерно активных малышей не выходит за рамки возрастной нормы, степень формирования высших функций психики на уровне);

    — тревожные нарушения (особенности детского поведения сопряжены с воздействием психотравмирующих причин);

    — следствия перенесенной травмы мозга, интоксикации, нейроинфекции;

    — при соматических заболеваниях наличие астенического синдрома;

    — характерные нарушения формирования школьных навыков, таких как дислексия или дисграфия;

    — заболевания эндокринной системы (сахарный диабет или патология щитовидной железы);

    — наследственные факторы, например, наличие синдрома Туретта, Смита-Мажениса или ломкой Х-хромосомы;

    — расстройства психики: аутизм, олигофрения, аффективные расстройства или шизофрения.

    Кроме этого, диагностирование СДВГ должно производиться с учетом специфической возрастной динамики подобного состояния. Проявления СДВГ обладают характерными особенностями в соответствии с определенным возрастным периодом.

    В соответствии с нынешними статистическими данными, СДВГ синдрому подвержено приблизительно около 5% взрослых. Наряду с этим такой диагноз отмечается практически у 10% учащихся в школе. Примерно половина детей, страдающих СДВГ, входят с этим состоянием и во взрослую жизнь. При этом взрослое население намного реже обращается к врачу по причине СДВГ, что значительно минимизирует выявляемость синдрома у них.

    Симптомы СДВГ индивидуальны. Однако в поведении больных можно отметить три стержневых признака, а именно нарушение со стороны функции внимания, повышенную активность и импульсивность.

    Расстройство внимания выражается в невозможности концентрации внимания на определенном предмете или вещах. Взрослому человеку в ходе выполнения неинтересного монотонного задания уже спустя несколько минут становится скучно. Таким людям сложно сознательно концентрировать внимание на каком-либо предмете. Больных СДВГ окружение считает необязательными и неисполнительными, так как они могут приняться выполнять несколько дел и не довести до завершения ни одного. Повышенная активность обнаруживается в постоянном движении индивидов. Для них свойственна неспокойность, суетливость и чрезмерная болтливость.

    Больные СДВГ синдромом страдают неусидчивостью, бесцельно слоняются по помещению, хватаются за все подряд, постукивают по столу ручкой или карандашом. При этом все подобные действия сопровождаются повышенным волнением.

    Импульсивность проявляется в опережении действиями мыслей. Индивид, страдающий СДВГ, склонен озвучивать первые мысли, приходящие в голову, постоянно вставляет в беседу не к месту собственные замечания, совершает импульсивные и часто необдуманные поступки.

    Кроме перечисленных проявлений, для индивидов, страдающих СДВГ, характерны забывчивость, беспокойство, непунктуальность, заниженная самооценка, неорганизованность, плохая устойчивость к стрессовым факторам, тоска, депрессивные состояния, выраженные перепады настроения, трудности при чтении. Такие особенности усложняют социальную адаптацию индивидуумов и формируют благоприятную почву для образования любой формы зависимости. Неспособность сконцентрироваться ломает карьеру и разрушает личные взаимоотношения. Если больные своевременно обратятся к грамотному специалисту и получат адекватное лечение, то в большинстве случаев, все проблемы с адаптацией сойдут на нет.

    Лечение СДВГ у взрослых должно быть комплексным. Им обычно назначают средства, стимулирующие нервную систему, например, Метилфенидат. Такие лекарственные препараты не лечат СДВГ синдром, но способствуют достижению контроля над проявлениями.

    Лечение СДВГ у взрослых приводит к улучшению состояния большинства больных, но им бывает довольно сложно повысить самооценку. Обрести навыки самоорганизации, умения грамотно наладить распорядок дня, восстановить разрушенные взаимоотношения и улучшить коммуникационные навыки помогает психологическое консультирование.

    Лечение СДВГ у детей имеет определенные методы, направленные на возрождение расстроенных функций нервной системы и их адаптацию в социуме. Поэтому терапия является многофакторной и включает диету, немедикаментозное лечение и лекарственную терапию.

    В первый черед следует заняться нормализацией работы желудочно-кишечного тракта. Поэтому предпочтение в ежедневном рационе нужно отдавать натуральным продуктам. Из режима питания следует исключить молочные продукты и яйца, свинину, консервированную и содержащую красители пищу, рафинированный сахар, цитрусовые фрукты и шоколад.

    Немедикаментозное лечение охватывает и использование некоторых психотерапевтических методик, так например, коррекция СДВГ возможна с помощью ролевых игр или арт-терапии.

    Коррекция СДВГ при помощи медикаментозной терапии назначается в случае отсутствия результата от других используемых методов. Широко применяются психостимуляторы, ноотропы, трициклические антидепрессанты и транквилизаторы.

    Кроме этого работа с детьми с СДВГ должна быть целенаправленна на разрешение нескольких задач: проведение комплексной диагностики, нормализацию семейной обстановки, установление контактов с педагогами, повышение самооценки у малышей, выработку послушания у детей, обучение их уважению прав других индивидов, правильному вербальному общению, контролю над собственными эмоциями.

    Синдром дефицита внимания и гиперактивности

    Синдром дефицита внимания и гиперактивности (сокращённо СДВГ; англ. Attention-Deficit/Hyperactivity Disorder (ADHD)) — неврологическо-поведенческое расстройство развития, начинающееся в детском возрасте. Проявляется такими симптомами, как трудности концентрации внимания, гиперактивность и плохо управляемая импульсивность.

    Симптомы Синдрома дефицита внимания и гиперактивности:

    A. НЕВНИМАТЕЛЬНОСТЬ Для постановки диагноза необходимо наличие шести или более из перечисленных симптомов невнимательности, которые сохраняются у ребёнка на протяжении как минимум шести месяцев и выражены настолько, что свидетельствуют о недостаточной адаптации и несоответствии нормальным возрастным характеристикам:

    &nbsp&nbsp 2. Обычно с трудом сохраняет внимание при выполнении заданий или во время игр.

    &nbsp&nbsp 3. Часто складывается впечатление, что ребёнок не слушает обращенную к нему речь.

    &nbsp&nbsp 4. Часто оказывается не в состоянии придерживаться предлагаемых инструкций и справиться до конца с выполнением уроков, домашней работы или обязанностей на рабочем месте (что никак не связано с негативным или протестным поведением, неспособностью понять задание).

    &nbsp&nbsp 5. Часто испытывает сложности в организации самостоятельного выполнения заданий и других видов деятельности.

    &nbsp&nbsp 6. Обычно избегает вовлечения в выполнение заданий, которые требуют длительного сохранения умственного напряжения (например, школьных заданий, домашней работы).

    &nbsp&nbsp 7. Часто теряет вещи, необходимые в школе и дома (например, игрушки, школьные принадлежности, карандаши, книги, рабочие инструменты).

    &nbsp&nbsp 8. Легко отвлекается на посторонние стимулы.

    &nbsp&nbsp 9. Часто проявляет забывчивость в повседневных ситуациях.

    &nbsp&nbsp 2. Часто встает со своего места в классе во время уроков или в других ситуациях, когда нужно оставаться на месте.

    &nbsp&nbsp 3. Часто проявляет бесцельную двигательную активность: бегает, крутится, пытается куда-то залезть, причем в таких ситуациях, когда это неприемлемо.

    &nbsp&nbsp 4. Обычно не может тихо, спокойно играть или заниматься чем-либо на досуге.

    &nbsp&nbsp 5. Часто находится в постоянном движении и ведет себя так, «как будто к нему прикрепили мотор».

    &nbsp&nbsp 6. Часто бывает болтливым.

    &nbsp&nbsp 2. Обычно с трудом дожидается своей очереди в различных ситуациях.

    &nbsp&nbsp 3. Часто мешает другим, пристает к окружающим (например, вмешивается в беседы или игры).

    Психопатологические состояния, осложняющие течение СДВГ

    Причины Синдрома дефицита внимания и гиперактивности:

    Точная причина возникновения СДВГ не известна, но существует несколько теорий. Причинами возникновения органических нарушений могут быть:

    &nbsp&nbsp &nbsp&nbsp * Инфекции матери во время беременности и действие лекарств, алкоголя, наркотиков, курения в этот период.

    &nbsp&nbsp &nbsp&nbsp * Иммунологическая несовместимость (по резус-фактору).

    &nbsp&nbsp &nbsp&nbsp * Угрозы выкидыша.

    &nbsp&nbsp &nbsp&nbsp * Хронические заболевания матери.

    &nbsp&nbsp &nbsp&nbsp * Преждевременные, скоротечные или затяжные роды, стимуляция родовой деятельности, отравление наркозом, кесарево сечение.

    &nbsp&nbsp &nbsp&nbsp * Родовые осложнения (неправильное предлежание плода, обвитие его пуповиной) ведут к травмам позвоночника плода, асфиксиям, внутренним мозговым кровоизлияниям.

    &nbsp&nbsp &nbsp&nbsp * Любые заболевания младенцев с высокой температурой и приёмом сильнодействующих лекарств.

    &nbsp&nbsp &nbsp&nbsp * Астма, пневмонии, сердечная недостаточность, диабет, заболевания почек могут выступать как факторы, нарушающие нормальную работу мозга[29].

    Лечение Синдрома дефицита внимания и гиперактивности:

    В разных странах подходы к лечению и коррекции СДВГ и доступные методы могут отличаться. Однако, невзирая на эти различия, большинство специалистов считают наиболее эффективным комплексный подход, который сочетает в себе несколько методов, индивидуально подобранных в каждом конкретном случае. Используются методы модификации поведения, психотерапии, педагогической и нейропсихологической коррекции. «Лекарственная терапия назначается по индивидуальным показаниям в тех случаях, когда нарушения со стороны когнитивных функций и проблемы поведения у ребёнка с СДВГ не могут быть преодолены лишь с помощью немедикаментозных методов.»&nbsp&nbsp В США для лечения используется вызывающий привыкание риталин.

    &nbsp&nbsp &nbsp&nbsp &nbsp&nbsp &nbsp&nbsp &nbsp&nbsp o Фенамин

    &nbsp&nbsp &nbsp&nbsp &nbsp&nbsp &nbsp&nbsp &nbsp&nbsp o Риталин (Метилфенидат)

    &nbsp&nbsp &nbsp&nbsp * Антидепрессанты

    &nbsp&nbsp &nbsp&nbsp &nbsp&nbsp &nbsp&nbsp &nbsp&nbsp o Венлафаксин

    &nbsp&nbsp &nbsp&nbsp &nbsp&nbsp &nbsp&nbsp &nbsp&nbsp o Имипрамин

    &nbsp&nbsp &nbsp&nbsp &nbsp&nbsp &nbsp&nbsp &nbsp&nbsp o Нортриптилин

    &nbsp&nbsp &nbsp&nbsp &nbsp&nbsp &nbsp&nbsp &nbsp&nbsp o Атомоксетин

    &nbsp&nbsp &nbsp&nbsp * Синдромальный.

    &nbsp&nbsp &nbsp&nbsp * Бихевиоральная или поведенческая психотерапия акцентируется на тех или иных поведенческих шаблонах, либо формируя, либо гася их с помощью поощрения, наказания, принуждения и вдохновления. Может применяться только после нейропсихологической коррекции и созревания структур мозга, в противном случае поведенческая терапия неэффективна.

    &nbsp&nbsp &nbsp&nbsp * Работа над личностью. Семейная психотерапия, которая формирует личность и которая определяет, куда направить эти качества (расторможенность, агрессивность, повышенную активность).

    Лекарства, препараты, таблетки для лечения Синдрома дефицита внимания и гиперактивности:

    ЗАО «ФармФирма «Сотекс» Россия

  • ЗАО «Вертекс» Россия

  • ООО «НПФ «Материа Медика Холдинг» Россия

  • ЗАО «Северная Звезда» Россия

  • ЗАО «ФармФирма «Сотекс» Россия

  • Richard Bittner (Рихард Биттнер) Австрия

  • Ангиопротекторное средство растительного происхождения.

    Dr. Willmar Schwabe GmbH & Co.KG. («Доктор Вильмар Швабе ГмбХ & Ко. КГ») Германия

  • Антигипертензивные средства. Блокаторы кальциевых каналов. Производные дигидропиридина.

    Cиндром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) у детей – причины и клиническая картина расстройс
    Синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) у детей представляет собой хроническое расстройство поведения, выражается в непоследовательности действий, забывчивости и проявляется различными формами двигательной расторможенности.
    http://mozgius.ru/bolezni/nevrologiya/sindrom-deficita-vnimaniya-u-detej.html
    СДВГ признаки синдрома дефицита внимания с гиперактивностью у детей
    Синдром дефицита внимания и гиперактивности — это совокупность симптомов гиперактивности, импульсивности и невнимательности у ребенка
    http://vseostresse.ru/psihicheskie-rasstroystva/sindrom-deficita-vnimaniya-i-giperaktivnosti.html
    Симптомы гиперактивности у ребенка, коррекция, рекомендации для взрослых
    Почему сегодня часто слышно о гиперактивности у детей. Почему она возникает, какие симптомы у ребенка, что делать родителям, как быть педагогам?
    http://zdravotvet.ru/simptomy-giperaktivnosti-u-rebenka-korrekciya-rekomendacii-dlya-vzroslyx/
    Синдром дефицита внимания +и гиперактивности
    СДВГ – это нарушение развития неврологическо-поведенческого характера, при котором ярко выражена гиперактивность малышей наряду с дефицитом внимания
    http://psihomed.com/sdvg/
    Синдром дефицита внимания и гиперактивности
    Синдром дефицита внимания и гиперактивности — . Описание, лечение, профилактика Синдрома дефицита внимания и гиперактивности
    http://www.24farm.ru/psihiatriya/sindrom_deficita_vnimaniya/

  • COMMENTS