Ребенок аутист

Аутизм: симптомы и лечение

Аутизм — основные симптомы:

  • Нарушение сна
  • Задержка в развитии
  • Эпилептические припадки
  • Депрессия
  • Умственная отсталость
  • Беспокойство
  • Агрессивность
  • Скудность словарного запаса
  • Отстраненность от окружения
  • Неадекватная реакция на раздражители
  • Избегание общества
  • Необходимость в постоянстве
  • Погружение в себя
  • Скудность мимики
  • Неулыбчивость
  • Трудности в освоении новых навыков

Аутизм является такого типа врожденным заболеванием, основные проявления которого сводятся к возникновению у ребенка трудностей в попытках общения с окружающими его людьми. Аутизм, симптомы которого также заключаются в неспособности выражения собственных эмоций и в неспособности их понимания по отношению к другим людям, сопровождается затруднениями разговорной речи и в некоторых случаях снижением интеллектуальных способностей.

Актуальное при этой болезни расстройство возникает по причине невозможности слаженной работы различных частей мозга. У большинства людей которым поставлен диагноз аутизм всегда будут присутствовать проблемы, связанные с организацией адекватных взаимоотношений с окружающими людьми. Между тем, диагностирование аутизма в пределах ранней стадии его проявления у больного, а также последующее лечение – все это позволяет все большему количеству людей постепенно реализовать собственный потенциал.

Заболевание располагает тенденцией к появлению его в определенного типа семьях, на основании чего имеется предположение о возможном наследовании аутизма. На данный момент проводится изучение вопроса, касающегося выявления конкретных генов, отвечающих за наследование этого заболевания.

В обществе имеется предположение, что к аутизму может привести вакцинация детей, в частности, используемая в прививках от свинки, краснухи и кори. Однако подтверждения этому факту нет, что проверялось в рамках некоторых исследований. Более того, крайне важно, чтобы все требуемые виды прививок были сделаны ребенку.

Итак, что собой представляет аутизм? Симптомы этого заболевания, как мы уже отметили, проявляются у детей (это врожденное заболевание) в возрасте до трех лет. Как правило, родители начинают замечать, что ребенок несколько отстает в развитии, что проявляется в его неумении говорить и вести себя так, как это характерно для детей в его возрасте. Возможен и такой вариант развития, при котором ребенок все-таки начинает говорить в возрасте его сверстников, однако со временем приобретенные навыки постепенно утрачиваются.

Ребенок отстает в развитии, причем нередко вообще не говорит ничего, от этого может создаваться впечатление о его глухоте. При проверке слуха подтверждается отсутствие такого рода отклонения. Также при аутизме больной использует избыточное повторение, касающееся определенной модели поведения, игр и интересов. К примеру, это могут быть повторения покачивания тела либо необъяснимая привязанность по отношению к некоторым предметам. Особенное расстройство вызывает необходимость изменения привычной в этом случае рутины.

Следует заметить, что «типичного» поведения у больных аутизмам не существует, а потому обобщение и создание единого образа больного для всех случаев является невозможным. Люди с аутизмом могут вести себя по-разному, что определяет конкретная форма этого заболевания в каждом из случаев. Также родители больных аутизмом детей выделяют такую их особенность, как избегание ими зрительного контакта, а также предпочтение играм в одиночку.

Интеллектуальное развитие, которое в определенной степени изменено из-за аутизма, по этой причине соответствует в большинстве случаев показателям ниже среднего.

Зачастую, в подростковом возрасте, дети впадают в депрессию, сильно переживая это, в особенности, если их интеллект определяется как средний или соответствует показателям выше среднего. Также некоторые дети в этот период сталкиваются с проявлениями в виде припадков, в частности, эпилептических.

Напомним, что эпилепсия является таким расстройством в работе нервной системы, при котором возникает ненормальная и крайне интенсивная мозговая электрическая активность, что и приводит к самому припадку. Развиться эпилепсия может в результате повреждений мозга, инфекций или опухолей, однако, в большинстве своем причин, как таковых, нет. Часто больные данное состояние «перерастают», после чего припадков более не появляется. В других случаях возможен контроль над припадками, что осуществляется за счет использования специальных медпрепаратов. Если медикаментозное лечение не определяет эффективного результата для больного, то может быть применено уже хирургическое вмешательство.

Возвращаясь к вопросу, касающемуся того, кто в большей мере подвержен аутизму, отметим, прежде всего, статистику, которая указывает на то, что из 1000 детей на 1 ребенка приходится этот диагноз, причем это общая цифра, которая, к сожалению, может варьироваться и в больших пределах.

Вероятным является то, что наследственная передача заболевания происходит в рамках конкретных семей. Кроме того, если у семейной пары один ребенок страдает от рассматриваемого заболевания, то и второй ребенок, скорее всего, будет страдать от аутизма. Если один из родителей болен этим заболеванием, риск, соответственно, также повышается.

Дополнительно отметим, что риск развития аутизма в четыре раза выше для мальчиков, чем для девочек.

Достоверно известно отсутствие связи аутизма с непониманием либо с плохими взаимоотношениями в семье, то есть, ни родители ребенка, ни он сам в возникновении заболевания не виноваты. Помимо отсутствия такой связи и связи с вакциной, опровергается и связь с питанием, соответственно, неправильное питание не может являться причиной возникновения аутизма.

Предполагается, что наиболее вероятными являются комбинированные факторы воздействия, при которых сочетаются генетические факторы и факторы неблагоприятного внешнего воздействия (инфекционные заболевания при беременности, токсическое воздействие при беременности, родовые осложнения и пр.).

Аутизм является одной из разновидностей психологических нарушений общего типа, его также определяют как аутистическое расстройство. Симптомы, которыми характеризуется аутизм, могут быть спутаны с различными видами существующих психологических нарушений, к примеру, нередко отмечается совпадение аутизма и синдрома Аспергера. Установка диагноза синдром Аспергера производится при наличии общих с аутизмом черт, но при отсутствии общности с критериями, аутизму присущими. Помимо этого, на аутизм могут быть похожи и другие заболевания.

На сегодняшний день в результате проводимых исследований можно утверждать, что выявление аутизма происходит значительно чаще, чем это происходило ранее. К примеру, раньше некоторым детям ставился диагноз «слабоумие», теперь же, в случае актуальных для тех ситуаций отклонений, диагноз определяется как «аутизм».

Учитывая разницу проявлений заболевания у больных, каждый случай этого заболевания является уникальным. Несмотря на это, определенные обобщающие черты все-таки существуют, за счет чего и можно предполагать актуальность аутизма.

В зависимости от возраста признаки этого заболевания проявляются по-своему, потому имеет смысл остановиться на каждой возрастной категории в отдельности. В частности рассмотрим ранний аутизм и его симптомы, детский аутизм и его симптомы, а также аутизм у взрослых, симптомы которого также характеризуются собственными особенностями. Однако перед этим рассмотрим общие признаки этого заболевания, проявляются они в нескольких основных областях:

Социальное взаимодействие, взаимоотношения. Симптомы аутизма проявляются в следующем:

  • Серьезного типа проблемы, касающиеся невербального общения. К примеру, это может быть касаться привычки смотреть в глаза, принимать определенное положение тела или выражение лица.
  • Отсутствие способности к развитию дружеских отношений со сверстниками.
  • Нехватка интереса для разделения с другими людьми их увлечений, удовольствия или достижений.
  • Отсутствие сопереживания. При аутизме трудно понимать, что чувствуют другие люди, чего бы это ни касалось.

Общение (вербальное, невербальное). Симптоматика аутизма сводится в этом случае к следующему:

  • Больной ребенок гораздо позже учится разговаривать, а то и вовсе не приобретает этого умения. Так, не разговаривает вообще порядка 40% больных аутизмом.
  • Больному трудно начинать разговор. При аутизме его также трудно и продолжать при уже состоявшемся начале.
  • Речь используется стереотипно, с повторами. Больные аутизмом люди достаточно часто и с повтором используют одну фразу (что определяется как эхолалия).
  • Трудности в понимании собеседников. К примеру, больные аутизмом могут не понимать того, что человек, с которым они разговаривают, использует в разговоре юмор.

Ограниченность интересов в играх и в целом в деятельности. В этом плане симптомы аутизма проявляются в следующем:

  • Временами странная концентрация больного на отдельных деталях. Так, например, маленькие дети с аутизмом зачастую сосредотачивают свое внимание на деталях игрушки, а не на ней полностью (к примеру, их интересует не сама машинка, а лишь ее колеса и пр.).
  • Увлечение, заключающееся в определенных темах. К примеру взрослые (как, собственно, и дети постарше) могут быть увлечены видеоиграми, номерными знаками авто или картежными играми.
  • Стереотипное мышление. К примеру, хлопанье в ладоши, раскачивание тела и пр.
  • Острая необходимость в определенном режиме и однообразной деятельности. К примеру, при аутизме ребенок может есть хлеб лишь до того, как съест салат и никак не наоборот. Также, например, он может до упора настаивать на том, чтобы прогулка предполагала следование лишь по строго определенному постоянному маршруту.

У большинства людей с аутизмом отмечается наличие симптоматики, имеющей сходство с дефицитом внимания в комплексе с гиперактивностью. Помимо этого, порядка 10% аутистов располагают каким-либо даром, а также способностями в тех или иных областях. В качестве последнего может выступать, например, способность к рисованию, запоминанию списков, это также могут быть музыкальные способности и т.д.

Зачастую больные аутизмом также располагают и необычным чувственным восприятием. К примеру, легкое прикосновение для них может быть болезненным, в то время как сильное сжатие – успокаивающим. В некоторых случаях боль и вовсе не ощущается. Не исключается наличие необычных увлечений, особые предпочтения (в т.ч. и в пище).

Порядка около 70% аутистов также имеет проблемы и со сном.

В большинстве случаев проявления заболевания отмечаются у детей в течение уже первого года их жизни. Могут наблюдаться характерные отличия поведения больного ребенка от поведения ровесников. Отмечаются и следующие симптомы:

  • Ребенок с аутизмом не смотрит на лицо родителей, в их глаза;
  • Отсутствует привязанность к матери. Так, ребенок не плачет, как другие дети, когда она куда-то уходит, он ей не улыбается и не тянется на ручки;
  • Ребенок крайне редко улыбается;
  • Отмечается задержка в развитии речи. Так, к 12 месяцам ребенок не гулит, не использует простейших слов к возрасту 16 месяцев, к возрасту 24 месяцев не воспроизводит простых фраз;
  • Отмечается агрессивность ребенка в отношении других детей, он не стремится к общению с ними и к общим играм;
  • Больной ребенок отдает предпочтение в игре лишь одной игрушке (либо отдельной ее части), интерес к остальным игрушкам отсутствует;
  • Возможно неадекватное реагирование ребенка на раздражители, для других незначительные (свет, приглушенные звуки и пр.), помимо этого он может испытывать страх из-за них.

Между тем важно заметить, что такие симптомы вовсе не являются исключительными показателями актуальности аутизма, хотя и требуют определенного беспокойства. А потому избегание ребенком общества, его молчаливость, погруженность в себя – все эти проявления необходимо обсудить с педиатром.

Детский аутизм: симптомы заболевания в возрасте от 2 до 11 лет

Дети с аутизмом в этом возрасте все также испытывают актуальную для предыдущего периода симптоматику. Ребенок на собственное имя не отзывается, в глаза не смотрит, любит находиться в одиночества, отсутствует интерес к другим детям. Помимо этого отмечаются и другие характерные симптомы заболевания:

  • Ребенок знает лишь несколько слов, может вообще не разговаривать.
  • Возможно постоянное повторение ребенком одного и того же слова, беседу он не поддерживает.
  • Возможно, опять же, повторение однотипных действий (своеобразных ритуалов), при смене привычной для себя обстановки у него возникает сильное беспокойство.
  • В основном своем большинстве дети с аутизмом с большими усилиями приобретают навыки, для них новые, в школьном возрасте у них отсутствует способность к чтению или к письму.
  • У некоторых детей развивается интерес к определенному типу деятельности, к примеру, к математике, к музыке, рисованию и т.д.

К возрасту 11-12 лет дети с аутизмом, как правило, осваивают элементарно необходимые в общении с окружающими навыки, однако и в этом случае одиночество для них является наиболее предпочтительным, потребность в общении отсутствует.

В период полового развития ребенку сложнее, чем другим подросткам. Возможна агрессивность, возникающая в отношении окружения, нередки депрессии, тревожные расстройства, эпилептические припадки.

У взрослых признаки аутизма проявляются в зависимости от того, как тяжело в целом протекает это заболевание. В числе основных симптомов можно выделить следующие:

Течение аутизма в легкой форме указывает на возможность человека в 20-25-летнем возрасте жить отдельно от родителей, в определенной независимости. В частности такая возможность открывается в случае достаточной развитости умственных способностей аутиста и сформировавшихся навыков общения с окружением. Частичная независимость отмечается в каждом третьем случае.

Более тяжелое течение заболевания требует постоянного присмотра за больным аутизмом с окружающими, в особенности, если разговаривать он не умеет и его интеллект определяется ниже среднего.

Наличие настораживающей симптоматики требует обращения к лечащему врачу, после чего, как правило, собирается врачебная комиссия. В ее состав входят лечащий врач, психолог/психиатр, невролог, а также другие специалисты. Помимо этого в составе комиссии могут присутствовать родители, воспитатель или учителя ребенка – информация с их стороны позволяет более точно определить состояние ребенка исходя из наличия различных точек наблюдения перечисленных лиц.

Диагностика аутизма определяет необходимость в определении важных особенностей, отличающих это заболевание от заболеваний типа ДЦП и заболеваний генетических, сопровождающихся с умственной отсталостью и пр.

Методы лечения этого заболевания, к сожалению, отсутствуют, потому утверждать что-либо о полном выздоровлении ребенка или взрослого невозможно. Между тем, существует и целый ряд методик, с чьей помощью люди с аутизмом могут не только жить самостоятельно, но и общаться со своим окружением.

Примечательно, что чем раньше родители смогли определить аутизм у ребенка, и чем раньше, соответственно, началось лечение существующими методиками, тем лучше для него последующий прогноз, тем выше его шансы на полноценную жизнь в обществе.

Примечательно, что некоторые родители больных аутизмом детей придерживаются идеи о том, что диета при аутизме может благоприятно повлиять на основные симптомы аутизма.

Основой для этого служит предположение о том, что кишечник больных аутизмом не способен к усвоению таких белков как глютен и казеин. В результате этого при исключении продуктов с этими белками ребенок, якобы, будет вылечен от аутизма. Ученые же опровергли эту идею, указывая на нормальное пищеварение больных аутизмом, на основании чего безглютеиновая диета ничего не даст таким детям, соответственно, не приводя ни к улучшению состояния, ни к излечению.

Следует учитывать, что нередко в детском возрасте отмечается ремиссия заболевания, за счет которой производится снятие аутизма как диагноза с отнесением его к расстройствам аутистического спектра. Зачастую это происходит, опять же, при применении интенсивной терапии. В целом на данный момент точных цифр в определении выздоровления указать не предоставляется возможным, неотобранные выборки по детям с излечением от этого расстройства располагают показателями на этот счет в пределах 3-25%.

В случае появления симптомов, сходных с симптомами аутизма, необходимо обратиться к педиатру.

Если Вы считаете, что у вас Аутизм и характерные для этого заболевания симптомы, то вам может помочь врач педиатр.

Также предлагаем воспользоваться нашим сервисом диагностики заболеваний онлайн, который на основе введенных симптомов подбирает вероятные заболевания.

Нервный срыв заключает в себе острый приступ тревоги, в результате которого происходит серьезное нарушение привычного для человека образа жизни. Нервный срыв, симптомы которого определяют это состояние к семейству психических расстройств (неврозов), возникает в таких ситуациях, при которых больной находится в состоянии внезапного или чрезмерного стресса, а также стресса длительно текущего.

Послеродовая депрессия, как указывают данные статистики, является состоянием, с которым сталкивается примерно 5-7 женщин из 10 после родов. Послеродовая депрессия, симптомы которой отмечаются у женщин основной группы репродуктивного возраста, заключается в повышенной чувствительности, которая, в свою очередь, проявляется в целом «букете» соответствующих проявлений. Об особенностях послеродовой депрессии и о том, как с ней бороться – наша сегодняшняя статья.

Раздвоение личности как психологический термин существует достаточно давно. Известен он всем, более того, особого удивления раздвоение личности, симптомы которой проявляются в появлении в больном второй личности (и большего их количества), а также в осознании им себя в качестве двух и более различных индивидов, не вызывает. Между тем, особенности этого состояния известны не каждому, посему имеет место утверждение того факта, что большинством людей попросту производится неправильная его трактовка.

Шизофрения, как указывают данные статистики, является одной из наиболее распространенных в мире причин, приводящих к инвалидности. Сама по себе шизофрения, симптомы которой характеризуются серьезными нарушениями, связанными с процессами мышления и с эмоциональными реакциями, является психическим заболеванием, большинство случаев проявления которого отмечается с подросткового возраста.

Болезнь Паркинсона, которую также определяют как дрожательный паралич, представляет собой длительным образом прогрессирующее состояние, сопровождающееся нарушением двигательных функций и рядом расстройств. Болезнь Паркинсона, симптомы которой с течением времени постепенно усугубляются, развивается по причине отмирания в головном мозге соответствующих нервных клеток, отвечающих за контроль над совершаемыми движениями. Заболевание подлежит определенным корректировкам симптоматики, длиться может на протяжении многих лет и является неизлечимым.

При помощи физических упражнений и воздержанности большая часть людей может обойтись без медицины.

Симптомы и лечение заболеваний человека

Перепечатка материалов возможна только с разрешения администрации и указанием активной ссылки на первоисточник.

Вся предоставленная информация подлежит обязательной консультации лечащим врачом!

Вопросы и предложения: [javascript protected email address]

Аутизм у детей: симптомы, признаки и лечение

Аутизм — заболевание, связанное с нарушением социальной адаптации человека, речевой функции, психического развития. При ранней диагностике аутизма у детей лечение может иметь заметные результаты, и главная направленность терапии — обучение и социализация ребенка. С распознанием и лечением аутизма в России ситуация не простая, своевременное диагностирование и коррекция аутизма становится в первую очередь задачей родителей.

Еще в середине прошлого века аутизм был довольно редким недугом. Но со временем выявляется все больше детей, страдающих им. Показательна статистика, приводимая в США, где этой болезнью занимаются вплотную. В 1970-х было соотношение один аутист на 10 тысяч детей, 15 лет назад — один на 250 детей, сейчас — один на 88 детей или один аутист на 52 мальчика и 250 девочек.

В России официальных данных по количеству детей-аутистов нет: такой подсчет не ведется. По приблизительным меркам, «детей дождя» в нашей стране десятки тысяч и от Америки мы отличаемся мало.

Рост случаев аутизма у детей вызывает серьезные опасения, но до сих пор никак не мотивирован. Ученые сходятся лишь на том, что аутизм провоцируется комплексом факторов, а не одной единственной причиной.

Среди возможных стимулов для возникновения аутизма называют следующие:

  • генные модификации;
  • органические поражения ЦНС (энцефалит, аномальное развитие отделов мозга);
  • гормональные сбои, нарушение обмена веществ;
  • воздействие вирусных и бактериальных инфекций;
  • ртутное отравление (в том числе при вакцинации ребенка);
  • чрезмерное употребление антибиотиков;
  • химическое воздействие на организм матери в период беременности.

Действительно ли перечисленные факторы могут быть причиной аутизма у детей, до конца не выявлено. Но ясно, что при наследственной предрасположенности к данному заболеванию любое серьезное воздействие на ребенка может привести к аутизму, в том числе сильный испуг или перенесенная инфекция.

Чтобы вовремя распознать аутизм у ребенка, нужно внимательно наблюдать за его поведением, фиксировать нетипичные для детей того же возраста проявления. Конечно, эта задача стоит прежде всего перед родителями.

В широком смысле аутизм — это группа заболеваний, имеющих некоторые общие симптомы (расстройства аутистического спектра). Особенно явно они обнаруживаются, когда ребенок достигает возраста полутора-двух лет. Вот они:

Каждый случай заболевания индивидуален: детский аутизм может иметь все перечисленные симптомы, а может проявляться лишь некоторыми особенностями поведения и речи. Есть более легкие формы заболевания, при которых аутист оканчивает школу, работает, создает семью. Такие случаи распространены в США и на Западе, где аутизм своевременно распознается докторами.

Существуют не только поведенческие, но и физические и физиологические признаки аутизма у детей. Нельзя сказать, что все они встречаются у каждого больного аутизма, но есть некоторая тенденция к данным особенностям организма.

  • Слишком острое или, наоборот, притупленное сенсорное восприятие.
  • Судороги.
  • Ослабленный иммунитет.
  • Синдром раздраженного кишечника.
  • Рост бактерий и дрожжей в ЖКТ.
  • Нарушение функций поджелудочной железы.

Для того чтобы заподозрить расстройство аутистического спектра, необходимо одновременное наличие у ребенка трех симптомов:

  • трудности в социальном взаимодействии;
  • коммуникативные нарушения;
  • повторяющееся, стереотипное поведение.

Важно обратить внимание, что при детском аутизме (классическом) все эти признаки проявляются в первые три года жизни ребенка.

Для более точной диагностики специалист по данным видам заболеваний или нейропсихолог проводит исследование по критериям двух международных классификаций психических расстройств и заболеваний: МКБ-10 (Международная классификация болезней, разработана ВОЗ в 1992 г.) и DSM-5 (Diagnostic and Statistical Manual of mental disorders, или Справочник по диагностике и статистике психических расстройств, обновленный Американской психологической ассоциацией в 2013 г.) Для медицинской диагностики требуется наличие у ребенка как минимум шести симптомов из указанных классификаций.

Решение принимается путем наблюдений за ребенком в привычной для него среде, интервьюирования родителей. Для этих целей тоже применяются стандартизированные документы. Вопросы родителям задают из Опросника для диагностики аутизма (ADI-R, Autism Diagnostic Interview Revised), данные анамнеза собирают по Шкале наблюдения для диагностики аутизма (ADOS), которая предписывает и определенные действия со стороны родителей. В условиях госпитализации используется Оценочная шкала детского аутизма (CARS). Это лишь базовые способы постановки диагноза, но применяются они главным образом в США и Европе.

В России же диагностика детского аутизма затруднена из-за отсутствия стандартов и соответствующего обучения медицинских кадров. Педиатр обычно не в состоянии заподозрить аутизм за нетипичным поведением ребенка, а родители нечасто сообщают о таких фактах. В норме при подозрении на детский аутизм необходимо прохождение медицинской комиссии, где кроме лечащего врача должны быть невролог, психиатр, психолог, желательно присутствие узкого специалиста по болезням аутистического спектра, а также родителей, воспитателей (если ребенок посещает детский сад).

При диагностике аутизма очень сложно бывает дифференцировать его из заболеваний со схожими симптомами, особенно для раннего детского возраста. Путаница в диагнозах — еще одна из проблем российской медицины. Проблема серьезная, потому что аутизм у детей лечится совсем не так, как умственная отсталость или шизофрения, и неправильное лечение навсегда лишает аутиста надежды на нормальную жизнь.

Дифференциальная диагностика аутизма с другими заболеваниями

Детский аутизм (или синдром Каннера) отличается от других разновидностей расстройств аутистического спектра (РАС), прежде всего — от синдрома Аспергера. Это более легкая форма заболевания, при которой интеллектуальное и речевое развитие ребенка не отстают от возрастной нормы, но трудности общения и понимания других людей он все же испытывает. Еще одна форма РАС — высокофункциональный аутизм, отличающийся от классического аутизма нормальным уровнем IQ у больных.

Детское дезинтегративное расстройство, или регрессивная форма аутизма у детей. Это наиболее опасный вид аутизма, но именно по данной форме РАС наблюдается наибольший рост заболеваемости. Дезинтегративное расстройство обнаруживается после 4 лет. До этого в развитии ребенка не наблюдается серьезных отклонений, а затем резко появляются симптомы аутизма с последующим регрессом развития. При усиленной терапии можно помочь ребенку и в этом случае.

Нарушение слуха и зрения. Если малыш не смотрит людям в глаза, ведет себя отстраненно, не отвечает на вопросы, следует прежде всего проверить, все ли в порядке с органами чувств, тем более если отсутствует ритуальное поведение.

Умственная отсталость. В этом случае дети легче взаимодействуют с миром, идут на эмоциональный контакт, играют с игрушками, в раннем детском возрасте часто не отличаются склонностью к однообразным движениям, не имеют специфических для аутизма речевых расстройств.

Шизофрения. Довольно сложно дифференцируется с аутизмом, так как их симптомы очень схожи. И все же детская шизофрения — заболевание гораздо более редкое, возникающее после достижения трехлетнего возраста. При шизофрении дети испытывают галлюцинации, бредовые состояния, интеллект и речь при этом страдают в меньшей степени, нежели при аутизме.

Госпитализм (депривационный синдром). При госпитализме психическая и физическая отсталость — следствие изолированности ребенка от матери, возникающая у детей, с рождения попавших в детские дома или страдающих от равнодушия и холодности родителей.

Чем раньше будет выявлен аутизм у ребенка, тем больший эффект даст терапия заболевания, позволив человеку стать частью социума.

Есть множество профессиональных методик и программ реабилитации, описывающих, как лечить аутизм у детей. В числе наиболее популярных — разработанные в США «Прикладной анализ поведения», «Игровое время» (Floor Time), ТЕАССН и другие. И во всех случаях терапия основана на обучении детей определенным сценариям поведения, активном общении с ними. В этом контексте то, насколько удастся снизить проявления аутизма у ребенка, напрямую зависит от старания его родителей.

Специалистов, которые вплотную занимались бы с аутистами по существующим поведенческим методикам, в нашей стране пока немного. И все же найти знающего психиатра необходимо. В коррекционных учебно-воспитательных учреждениях таким детям не уделяется достаточного внимания, но работа с аутистами должна вестись комплексно: и в кабинете психиатра, и в школах, и в детских садах. И в любом случае индивидуальная терапия — забота в первую очередь родителей, в какой бы стране они ни жили.

Есть ряд основных рекомендаций для родителей по коррекции аутизма у детей:

Родители должны проявлять недюжинное терпение и последовательность в обучении и воспитании аутиста, создавая для него дома максимально спокойную обстановку. Для этого следует заботиться и о своем психическом благосостоянии, делая перерывы на отдых, посещая психолога для консультаций по воспитанию ребенка. Помощь родителей требуется в адаптации аутиста не только дома, но и на улице, в детском саду, в школе. Упорно, но мягко преодолевая его сопротивление, нежелание общаться, родители в конечном итоге дают понять ребенку, что для него возможно общение словами, игры со сверстниками и так далее.

Лекарственной терапии такого заболевания, как аутизм, не существует. К медикаментозному лечению прибегают в случае необходимости, для устранения отдельных симптомов.

Лекарственные средства прописывают главным образом для устранения неадекватных поведенческих реакций: аутоагрессии и агрессии, направленной на других людей, депрессий, обсцессивно-компульсивных расстройств (непреодолимых желаний), повышенной двигательной активности. В подобных случаях назначаются нейролептики и психостимуляторы.

Но перебарщивать с применением психотропных препаратов при аутизме нельзя. Подавляя признаки аутизма у детей, делая внешне более безопасной их жизнь, такое лечение приводит к дальнейшей регрессии интеллектуальных и речевых способностей.

Дисбактериоз, возникающий от неправильной работы кишечника у детей-аутистов, предполагает лечение пробиотиками, создающими в кишечнике полезную микрофлору.

Недостаток витаминов, минералов и некоторых аминокислот, выявляемый путем анализов, восполняется употреблением лекарственных комплексов, содержащих витамины: C, E, B6, B12; минералы: цинк, кальций, магний, селен, молибден, хром, марганец; кислоты: фолиевую и липоевую.

Терапия полинасыщенными жирными кислотами омега-3, содержащимися в льняном семени, рыбьем жире, снижает раздражение в кишечнике, действует успокаивающе на психику.

Введение гормона секретина, недостаточно выделяемого поджелудочной железой больного, может улучшить его общее состояние, концентрацию внимания.

Пищеварительные ферменты позволяют нормализовать стул, лучше усваивать пищу.

Обилие дрожжевых грибков и патогенных бактерий, малая сопротивляемость организма и дисбактериоз делают необходимым лечение антикандидозными, антибактериальными и противопаразитарными средствами.

Иммуностимулирующая терапия будет нелишней почти в каждом случае аутизма. Детям, страдающим аутоиммунными заболеваниями, требуется особое лечение с введением стероидов, иммуноглобулина.

При повышенном содержании тяжелых металлов в организме иногда применяется хелирование, то есть выведение этих металлов из организма при помощи специальных препаратов (например, димеркаптосукциновой кислоты, или DMSA).

Проявления аутизма может облегчить особый режим питания. Для этого нужно:

  • отказаться от пищи с содержанием казеина (молоко) и глютена (пшеница, рожь, овес, ячмень),
  • не употреблять продукты с содержанием консервантов и красителей,
  • придерживаться бездрожжевой диеты,
  • снизить употребление сахара,
  • есть больше пищи, содержащей клетчатку,
  • пить много воды,
  • отдать приоритет белковой пище перед углеводной.

Независимо от диеты, у детей с аутизмом может быть выявлен серьезный дисбаланс содержания многих веществ:

  • Дефицит витаминов A, E, C, B6, B12, B3, фолиевой кислоты, магния, таурина, микроэлементов: цинка, селена, марганца, молибдена, хрома, ванадия.
  • Отклонения в уровне адреналина, норадреналина, дофамина, повышенная концентрация опиатоподобных гормонов (эндорфинов).
  • Повышенное содержание в организме ртути, олова, алюминия, мышьяка, сурьмы.

Терапия детского аутизма, как поведенческая, так и лекарственная, — во всех случаях очень индивидуальна. Прежде чем употреблять какие-то лекарства, нужно провести тесты на определение сопутствующих аутизму проблем. Как лечить аутизм, может профессионально решить только врач; при диетах и медикаментозной терапии нужно отслеживать их эффективность — такие средства помогают далеко не всем детям.

Обнаружение дисбаланса микроэлементов и других веществ у ребенка — это и дополнительный сигнал о наличии аутистического расстройства (если стоит вопрос о диагностике), и возможность улучшить самочувствие и поведение ребенка-аутиста поддержанием нужного количества определенных элементов. В дальнейшем медицинские анализы нужны для коррекции терапии, проверки ее эффективности.

В России ежегодно проводится международная конференция «Аутизм. Вызовы и решения». Одним из ее партнеров традиционно является сеть независимых лабораторий «ИНВИТРО». Сюда мы и обратились за комментарием:

P.S. Подробную и актуальную информацию об анализах и стоимости исследований вы можете в любой момент получить на сайте и по телефону единой справочной службы «ИНВИТРО».

УЧРЕДИТЕЛЬ И РЕДАКЦИЯ: АО ИД «Комсомольская правда».

Сетевое издание (сайт) зарегистрировано Роскомнадзором, свидетельство Эл № ФC77-50166 от 15 июня 2012.Главный редактор — Сунгоркин В. Н. Шеф-редактор сайта — Носова О.В.

Сообщения и комментарии читателей сайта размещаются без предварительного редактирования. Редакция оставляет за собой право удалить их с сайта или отредактировать, если указанные сообщения и комментарии являются злоупотреблением свободой массовой информации или нарушением иных требований закона.

ВОЗРАСТНАЯ КАТЕГОРИЯ САЙТА: 12+

127287, Москва, Старый Петровско-Разумовский проезд, 1/23, стр. 1. Тел. +7 (495) 777-02-82.

Причины и лечение аутизма у детей

Аутизм – это сложное расстройство развития и работы центральной нервной системы. Он проявляется неспособностью полноценно контактировать с людьми, строить межличностные отношения, быть самостоятельным человеком. Симптомы болезни можно заметить уже в раннем детстве.

Аутизм входит в широкую группу расстройств аутистического спектра. Он может иметь различные формы (легкая, средняя, тяжелая), и принимать различные виды (детский аутизм, синдром Аспергера, атипичный аутизм, синдром Ретта и пр.). Порой очень сложно отличить одну форму от другой, так как симптомы очень сложны и размыты, к тому же, не существует строгих диагностических критериев под каждую разновидность расстройств аутистического спектра. Более того, невозможно найти двух детей-аутистов с одинаковой картиной болезнью.

Такое расстройство является неизлечимым. Однако, с помощью работы психологов, реабилитологов, социологов, а также с помощью родительской любви и поддержки можно максимально адаптировать ребенка к социальной жизни, сделать его независимым и, главное, счастливым человеком.

Средства народной медицины играют вспомогательную роль в лечении аутизма. Они помогут в случае, когда малыш имеет проблемы со сном, становится чрезмерно раздражительным. Определенную помощь принесут общеукрепляющие снадобья, а также растения, поддерживающие работу нервной системы.

Причины аутизма у детей до конца не изучены. Скорее всего, такое заболевание развивается под воздействием биологических и психологических факторов. Биологические факторы — это повреждения мозга, возникающие в связи с наличием тератогенов во время беременности и родов. Аутизм часто является осложнением после пренатальной и неонатальной гипоксии. Дело в том, что нехватка кислорода, которая возникает при гипоксии, вызывает микроповреждения в головном мозге, что, в свою очередь, влияет на развитие речи и всех сфер личности.

Другие причины возникновения болезни:

  • генетика (синдром ломкой Х-хромосомы, мутации гена ADA2 и пр.);
  • позднее отцовство или материнство (в возрасте после 40 лет);
  • непереносимость казеина и глютена;
  • родовые травмы;
  • токсоплазмоз;
  • детский церебральный паралич;
  • аллергии и нарушение способности к детоксикации.

Некоторые мамы считают, что причиной возникновения аутизма может стать вакцинация. Но это ошибочное мнение: в ходе многочисленных экспериментов было доказано, что осложнения после прививки не могут привести к аутизму.

Симптомы аутизма обычно развиваются в возрасте до трех лет. Иногда, однако, он проявляется гораздо раньше — уже до года (ранний детский аутизм), или позже – в возрасте четырех или пяти лет. Если симптомы развиваются поздно, ставят диагноз «атипичный аутизм».

Аутизм часто появляется внезапно, в виде четкой регрессии в развитии (например, когда ребенок, который уже научился говорить, вдруг перестает разговаривать). Чем раньше родители замечают тревожные признаки, тем быстрее нужно начать лечение ребенка. Сложность диагностики состоит в том, что каждый малыш индивидуален, и болезнь проявляется по-разному.

Аутизм у малышей до года

Ранний детский аутизм (в возрасте до одного года) очень сложно распознать. Вначале родители совсем не замечают болезнь. Часто такой малыш радует всю семью, потому что спокойно лежит в кроватке, и не требует такого повышенного внимание, как его сверстники. Со временем данное поведение ребенка начинает беспокоить родителей.

Итак, малыши-аутисты до года:

  • поздно начинают лепетать;
  • необычно жестикулируют;
  • не реагируют на звуки (у многих пациентов могут быть проблемы со слухом);
  • не реагируют на появление мамы или папы.

Иногда ранний детский аутизм проходит сам по себе (спонтанна ремиссия), на такое происходит редко. Если ремиссия не наступает, после одного года начинают развиваться другие симптомы, о которых мы писали выше.

Если до трех лет у ребенка не было никаких проблем с развитием, но потом у него вдруг начали проявляться признаки аутизма, в таком случае ставится диагноз «атипичный аутизм». Он отличается от раннего детского аутизма тем, что проявляется не всеми вышеперечисленными симптомами, и может протекать в легкой форме.

Синдром Аспергера – одно из распространенных видов расстройств развития в рамках аутистического спектра.

Эта болезнь заключается в нарушениях социальных навыков, трудностях в принятии решений и ограниченной гибкости мышления (при отсутствии умственной отсталости). Однако, по сравнению с ранним детским аутизмом, такая форма не сопровождается сильными проблемами с речью и когнитивным развитием. Такие люди гораздо лучше адаптируются в социальном плане.

Синдром Аспергера проявляется следующими симптомами:

  • нарушения в социальном взаимодействии, неспособность или отсутствие готовности к сотрудничеству в группе;
  • нарушения речи и языка (пациент имеет внешне выразительный язык, но при этом в его речи можно заметить необычные паузы и голосовые характеристики, иногда отсутствует способность понимать скрытый смысл в словах – намеки, фигуральные выражения и пр.);
  • узкие, специализированные знания, иногда в сочетании с навязчивым интересом к какой-то одной области науки;
  • повторяющееся поведение, любовь к рутине;
  • трудности в невербальной коммуникации (ограниченные жесты, бедная мимика лица, проблемы со зрительным контактом);
  • неуклюжесть в движениях (не всегда).

Эта форма аутистических расстройств лучше поддается коррекции. Окружающие могут даже не замечать проблем в таком человеке. Часто люди, у которых обнаружен синдром Аспергера, воспринимаются как эксцентричные и яркие личности.

Синдром Ретта – редкая и очень тяжелая форма расстройств аутистического спектра. Она наблюдается только у девочек, и имеет генетические причины.

Развитие ребёнка до года или полутора лет 6 — 18 месяцев протекает без нарушений. Затем у пациентки пропадают речевые, поведенческие и двигательные навыки. Синдром Ретта характеризуется:

  • стереотипными, однообразными и навязчивыми движениями рук (безо всяких причин ребенок их заламывает или потирает);
  • проблемами с речью (однообразные ответы, повторение чужих слов, временное пропадание речи);
  • отсутствием мимики;
  • отсутствием заинтересованности в окружающие мире;
  • заторможенными движениями;
  • временами — импульсивным поведением или приступами насильственного смеха;
  • судорожными припадками с нарушением дыхания.

Распознать синдром Ретта могут не все врачи – иногда его путают с ранним детским аутизмом.

Синдром Ретта или Аспергера, ранний и атипичный аутизм – всего лишь несколько разновидностей этой болезни. Вначале статьи мы уже говорили о том, что у двоих детей с одинаковым диагнозом симптомы очень отличаются, они по-разному могут приспосабливаться к окружающей среде. Облегченная форма может вообще никак о себе не давать знать – такого ребенка просто будут воспринимать как интроверта, или слишком замкнутого в себя и погруженного в личные переживания.

Более того, не все ученые считают, что аутизм – это болезнь. Некоторые думают, что это альтернативный способ жизни и восприятия реальности.

Ребенок-аутист не любит обниматься, он не может показать пальцем на то, что его заинтересовало (а вместо этого тянет за руку взрослого). Такие дети имеют склонность к агрессии или самоагрессии – например, они могут биться головой о стену. Любой стимул наносит им вред, поэтому пациенты любят прятаться в темных углах. Они предпочитают рутину и стабильность.

У ребенка могут быть только некоторые симптомы заболевания. Есть дети, страдающие аутизмом, но любящие обниматься и много разговаривать (хотя они не всегда правильно пользуются словами) и не имеющие серьезных странностей в поведении.

Неспособность общаться с аутичными детьми в течение многих лет была причиной для восприятия их как интеллектуальных инвалидов. Но на самом деле этот недуг не имеет ничего общего с умственной отсталостью – у большинства аутистов уровень IQ не отклоняется от среднего значения.

Исследования показывают, дети-аутисты гораздо лучше (по сравнению с обычными детьми) справляются с поставленными задачами, состоящими в распознавании фигур. Они лучше запоминают детали, числа, расположение предметов. Верно и то, что среди пациентов с аутизмом чаще встречаются люди, наделенные экстраординарными способностями (ученые, исследователи). Эти таланты могут проявляться в очень узких и специализированных областях. Так что аутизм у взрослых – это не приговор. Наоборот, такой человек может изобрести нечто гениальное. Кстати, с течение лет пациенты все более приспосабливаются к внешнему миру и теснее контактируют с людьми.

Аутизм может сосуществовать с феноменальной памятью, большими талантами в математике, музыке или пластике. Любой, кто когда-то смотрел фильм «Человек дождя», вероятно, был поражен замечательной памятью главного героя — Раймонда Бэббита, который знал наизусть тексты 7600 книг. Прототипом этой персонажа был Джим Пик – человек, который болел аутизмом. В медицинской литературе описано много подобных случаев.

Это вовсе не означает, что аутизм у взрослых будет обязательно сопровождаться гениальными талантами. К тому же, такие таланты во многих случаях являются селективными, изолированными. Например, выдающиеся музыкальные способности могут сосуществовать с очень глубокими нарушениями речи и социальных навыков. Среди пациентов, страдающих аутизмом, учеными становятся только 10%.

Было бы неправильно подчеркивать уникальные, но зачастую бесполезные в повседневной жизни навыки ребенка, но при этом не прилагать усилий для того, чтобы помочь этому ребенку функционировать в обществе. Не следует искать в каждом аутичном малыше непризнанного гения, но обращать внимание на его таланты все же стоит. Например, использование механической памяти и отличного слуха во время терапии может быть фактором, который откроет ребенку мир, побудит его к работе по улучшению социальных навыков и общения.

До недавнего времени считалось, что аутизм — это повреждение головного мозга, поэтому успешное лечение невозможно. Между тем, последние исследования показывают, что заболевание можно вылечить. Ранняя диагностики и терапия с первых лет жизни станут залогом вашего успеха. Лечение направлено на то, чтобы устранить симптомы аутичного поведения и способствовать адаптации пациента к жизни в обществе.

Поведенческая терапия, реабилитация и специальное образование

Ключевую роль в лечении аутизма играют образование, поведенческая терапия и реабилитация. Они проводятся в центрах, специализирующихся на таких детках. Проводится лечение нарушений коммуникации и поведения с помощью:

  • музыки;
  • театра;
  • искусства;
  • логопедии;
  • ипотерапии (лечение лошадьми), канистерапии (лечение собаками), дельфинотерапии;
  • гидротерапии.

Родителям детей, страдающих аутизмом, рекомендуется принять участие в специальной подготовке. Они обучатся правилам, как правильно реагировать на поведение ребенка, а также способствовать развитию его способностей. Таким образом, домашняя среда также становится местом, где ребенок активно проходит терапию и учится быть самостоятельным, общительным, спокойным.

Обычно терапию начинают с обучения малыша базовым навыкам или привальному поведению – например, сохранение зрительного контакта, правильная техника приёма пищи, обучение самостоятельному одеванию и обуванию, выполнение простых голосовых просьб (принести конкретный предмет, показать пальцем на что-то и пр.). Тут очень важно постоянно хвалить маленького ученика. Он должен знать, что за хорошее поведение будет четкая похвала. Также можно придумать для малыша награды в виде вкусного десерта, объятия, поцелуя или игрушки. При правильной тактике негативное поведение будет угасать.

Нет определенной диеты, которая помогла бы избавить малыша от этого страшного недуга. Однако, в некоторых случаях у пациента дополнительно присутствует целиакия (непереносимость глютена) и непереносимость казеина (молочного белка). В таком случае пища, содержащая глютен или казеин, будет значительно ухудшать симптомы недуга, поэтому нужна будет специальная диета.

С учетом того, что при аутизме нарушается метаболизм гомоцистеина и некоторых других аминокислот, малышу рекомендована диета, богатая витаминами группы В. Особенно важны витамин В 6 (пиридоксин), B 12 (цианокобаламин) и B 9 (фолиевая кислота). Их вы найдете в зелени рукколы, петрушки и укропа, а также во всех видах семечек или орехов, говяжьей печени, манго, авокадо, яйцах, черном хлебе.

Такие народные снадобья нужно применять для уменьшения тревожности, раздражительности и агрессии у ребенка, а также для нормализации сна. Лечение длится курсами по 2 месяца каждый год. Успокаивающие травы разрешены деткам с возраста 2 лет.

Самый простой рецепт – чай листьями мяты и мелиссы. Смешайте эти растения в равных пропорциях и заваривайте в кипятке (200 мл на столовую ложку сбора). В чай можно добавлять мёд. Для детей от 2 до 4 лет дозировка составляет по 50 мл 2 раза в день, для детей от 5 до 8 лет – по 100 мл 3 раза в день, для более старших – по стакану 2 или 3 раза в день.

Чай из валерианы и мелиссы помогает не только успокоить, но и провести лечение всей нервной системы в целом, повысить производительность мозга, избавить от страха. Смешайте измельченные корни валерианы и листья мелиссы в пропорции 2:1. Столовую ложку сбора нужно 5 минут проварить в 300 мл воды, затем снять с огня и процедить. Дозировки такие же, как и в предыдущем рецепте.

Хорошо помогает больным деткам чай из шлемника байкальского. Он повысит развитие когнитивных функций, так как это растение активизирует мозговое кровообращение и наполняет организм кислородом. Измельчите сухой корень до состояния порошка, и давайте ребенку каждое утро перед завтраком. Для двухлетних детей оптимальной дозировкой станет количество порошка размером со спичечную головку, с каждым годом жизни можно повышать эту дозу (по одной спичечной головке в год). Лечение проводят курсами по 2-3 месяца каждые полгода.

В перерывах между курсами шлемника давайте малышу чай из травы душицы. Снадобье должно быть очень концентрированным – по 50 грамм на 500 мл воды. Трава засыпается в кипяток, затем посудину нужно накрыть крышкой, обмотать теплым одеялом и настаивать не менее 2 часов. Двухлетние дети принимают по 25 мл настоя трижды в день, с каждым годом дозировка увеличивается на 25 мл.

Предлагаем специальный сбор трав. Он обладает широким спектром действия – успокаивает, повышает умственную активность, устраняет страх. Смешайте в равных частях сухие плоды боярышника, плоды рябины красной, плоды шиповника, листья дербенника иволистного, цветки календулы и корень солодки. Все тщательно измельчите. На 20 г сбора берут стакан кипятка. Настаивайте снадобье 1 час, давайте ребенку по ? стакана перед каждым приемом пищи.

Лечение травяными ваннами также оказывает положительное действие на ребенка. Он становится более спокойным, лучше спит, меньше реагирует на сильный шум и яркий свет. Процедуру лучше всего проводить вечером перед сном. Отварите горсть чабреца, полученное снадобье влейте в небольшую ванну и искупайте малыша. Вместо чабреца можно использовать побеги сосны, листья мяты или мелиссы, траву чабреца или цветки календулы.

Хорошо помогают ванны с эфирными маслами. Они тонизируют, но при этом снимают повышенную раздражительность. На 100 л воды принято добавлять 10 капель средства. Мы рекомендуем использовать эфирные масла розы, пачули, можжевельника, апельсина, иланг-иланга, корицы.

Очень часто у ребенка с аутизмом наблюдаются снижение мышечного тонуса и снижение моторики. Он ходит мелкими шагами, не использует при ходьбе руки, не может принимать участие в активных играх. В таких случаях поможет лечение контрастным душем и зарядкой, которая будет соответствовать его возрасту. Так как такие пациенты любят соблюдать режим, старайтесь, чтобы данные процедуры происходили каждое утро в одно и то же время.

Немного позабытая, но очень действенная методика лечения любых психологических заболеваний – сон на пчелах. Она заключается в том, что пациент проводит ночь в домике, где под кроватью расположены улья (они отгорожены безопасной сеткой). Жужжание этих насекомых входит в резонанс с организмом человека, успокаивает. К тому же, ребенку будет интересен новый необычный опыт (но, конечно же, ночевать он должен с мамой или папой, чтобы не пугаться), он заинтересуется им.

Напишите в комментариях о своём опыте в лечении заболеваний, помогите другим читателям сайта!

Поделитесь материалом в соцсетях и помогите друзьям и близким!

Благодарю за информацию! я перешла на сыроедение с ребенком, результаты радуют. Ребенку три и восемь. Диагноз — аутизм первая группа по Никольской, не говорит, не воспринимает речь. Но буквально 10 дней диеты и мы рады видеть результат, ищите свой путь и найдете! Успехов всем!

Аутизм симптомы и лечение
Аутизм — это врожденное заболевание, характеризующееся сложным комплексом характерных для него проявлений и расстройств. Симптомы аутизма: проблемы со сном, эпилептические припадки, депрессии, тревожность, агрессивность, неулыбчивость, задержка в развитии, неадекватная реакция на раздражители, отстраненность от окружения, погружение в себя, замкнутость, избегание общества, трудности в освоении новых навыков, необходимость в постоянстве, скудность мимики и жестикуляции, скудность словарного запаса.
http://simptomer.ru/bolezni/nevrologiya/168-autizm-simptomy
Аутизм у детей симптомы, признаки и лечение
Определить детский аутизм непросто, еще сложнее заниматься его лечением. А между тем все больше детей в мире заболевают этим недугом, который калечит их жизни. Есть ли у них надежда на спасение?
http://www.kp.ru/guide/autizm-u-detei.html
Причины и лечение аутизма у детей
Аутизм встречается у каждого 88-го ребенка. Это комплексное нарушение нервной системы и поведения, которое нужно лечить методами психологии, некоторые симптомы смягчаются средствами народной медицины.
http://nmed.org/prichiny-i-lechenie-autizma-u-detejj.html

COMMENTS