Развитие детей раннего возраста

Возрастные особенности детей раннего возраста

детей раннего возраста

Период раннего детства распространяется на два года (1-3 года). Качественные преобразования, которые происходят с детьми в этот период настолько значительны, что психологи считают этот возраст базовым в развитии психики человека.

Основным в развитии ребнка этого возраста — является совместная деятельность со взрослым на правах сотрудничества. Ребенок научается от взрослого способам употребления предметов. Малыш не способен самостоятельно “открыть” функции предметов, только взрослый может показать их малышу. Предметная деятельность направлена на то, чтобы ребенок овладел назначением предметов, научился с ними действовать так, как это принято в обществе.

Предметная деятельность ребенка – это переход от совместного со взрослым исполнения к самостоятельному. Взрослый постепенно становится образцом действия, с которым ребенок себя сравнивает.

Овладев способом действия с предметом, ребенок переносит эти действия на другой предмет, из одной ситуаии в другую, в итоге появляется игровая деятельность. Например научившись пользоваться ложкой, ребенок переносит это умение в игровую ситуацию – кормит куклу палочкой, замещающей ложку.

Большую роль в формировании будущих отношений между ребенком и другими людьми играет характер взаимодействия ребенка и взрослых в период раннего детства. Именно в этот период формируется ранняя детская привязанность. Если отношения ребенка со взрослыми носят эмоционально положительный характер до 18 месяцев, и дети отличаются надежной привязанностью, то позднее (в 2-5-и летнем возрасте) эти дети более умело обращаются с игрушками, более свободно общаются со сверстниками, чем другие малыши. Эти дети отличаются более высоким уровнем развития познавательных процессов.

У ребенка после 1,5 лет появляется стремление к самостоятельности, но он еще не может обойтись без помощи взрослого в освоении новых предметов и видов деятельности.

Общение между взрослым и ребенком перестает быть ведущей деятельностью, но роль его еще очень велика. Если ребенку уделяют мало внимания в плане общения с ним, он может резко отставать от сверстников в развитии речи. А если взрослые пытаются предвосхитить любой запрос малыша, выполнить любую его просьбу, выраженную невербально, ребенок также не будет стремиться к овладению навыками речевого взаимодействия.

Строя свои отношения с ребенком раннего возраста, взрослому необходимо знать, что дети второго года жизни лучше понимает инструкции, побуждающие его к действию, чем содержащие запреты, поэтому слово «нельзя» чаще остается без внимания. На третьем году жизни ребенок начинает понимать указания взрослых и старается регулировать свое поведение в соответствии с ними.

Общение со сверстниками

Общение ровесников складывается позже, чем общение со взрослыми. В 1,5 года у детей проявляется интерес и внимание к сверстнику. Ребенок рассматривает сверстника, его одежду, лицо, подходит близко к нему. Подчас он действует с другим ребенком как с игрушкой: хватает ровесника за волосы, трогает за нос, хлопает по лицу. Его совершенно не интересуют сопротивления «игрушки». Эта форма взаимодействия уже не встречается в общении со взрослыми. После полутора лет поведение ребенка становится не таким бесцеремонным. Они начинают бояться незнакомых детей: перестают играть, прячутся за маму и даже плачут. К 2 – 2,5 годам тревога при встрече других детей проходит.

Совместные действия между детьми второго года жизни еще не носят постоянного характера, они возникают спонтанно и быстро затухают. Но интерес к сверстнику постепенно растет. К концу второго года жизни дети вступают в совместную игровую деятельность.

Несмотря на то, что дети раннего возраста нуждаются в контактах со сверстниками, им все еще нужна помощь взрослого в установлении и поддержании контактов и в разрешении возникающих конфликтов. Однако присутствие взрослого при установлении контакта между детьми может отвлечь малышей от непосредственного взаимодействия друг с другом, т. к. в этом случае дети будут любыми способами стараться привлечь внимание взрослого на себя.

Ранний возраст является начальным этапом сензитивного периода для развития предметного восприятия.

Восприятие развивается в раннем возрасте в самых благоприятных условиях, т. к. оно является доминирующей функцией сознания. Все, что ребенок видит, он стремится потрогать, взять в рот.

Ребенок, овладевая предметной деятельностью, постепенно учится соотносить, сравнивать свойства предметов при помощи внешних ориентировочных действий. Затем он переходит к их зрительному соотнесению и выполняет действия без предварительного примеривания. Поэтому в возрасте 2,5-3 лет ребенок уже способен осуществить выбор предмета сначала по форме, потом по величине, по цвету. В процессе знакомства со свойствами предметов ребенок накапливает запас представлений об этих свойствах. В этот период происходит скачок, и ребенок начинает задавать вопросы.

Память ребенка раннего возраста связана с его активным восприятием – узнаванием. На втором году жизни память отделяется от восприятия, ребенок способен воспроизводить объект, не находящийся в поле его зрения.

Мышление. Главную роль в его развитии играет предметная деятельность. Мышление в этом возрасте носит наглядно-действенный характер. Ребенок постигает окружающую действительность благодаря постоянному манипулированию находящимися вокруг него предметами. Накопление опыта действия с предметами приводит к пониманию ребенком способа действия (пытаясь включить свет, полуторагодовалый ребенок, немного подумав, придвигает стул). К трем годам ребенок начинает использовать заместители в игре, что является доказательством протекания мыслительного процесса.

В раннем возрасте дети способны выражать множество эмоций: радость, восторг, удивление, тревогу, страх, стыд, гнев и другие. Ни одну из них нельзя назвать «хорошей» или «плохой», т. к. каждая из этих эмоций чему-то учит ребенка. Задача взрослых – научить ребенка понимать сначала свое эмоциональное состояние, а затем и состояние окружающих людей.

В первые годы жизни ребенка происходит интенсивное эмоциональное развитие. В этом возрасте он наиболее непосредственен в выражении своих чувств: его радость безмерна, страх искренен, обида глубока. У ребенка повышена потребность в признании окружающих, и в первую очередь родителей. Для них очень важен в этом возрасте эмоциональный контакт с матерью, который может быть нарушен, если мать излишне принципиальна, поступает слишком рационально, без души, хотя и правильно. К нарушению эмоционального контакта приводит и то, что (по молодости лет) мать не испытывает материнского чувства к ребенку. Даже если впоследствии это чувство сформируется, может быть поздно, т. к. у ребенка уже пройдет пик эмоционального развития, и он не испытает «ответной любви». Эмоциональное неприятие каких-либо нежелательных, с точки зрения матери, черт ребенка также может стать причиной нарушения эмоционального контакта.

Проблема эмоционального контакта с отцом (особенно у девочек) может быть вызвана тем, что он не играет активной роли в семье или не придает значения необходимости эмоционального контакта с ребенком.

Таким образом, характер взаимоотношений ребенка с родителями влияет на его эмоциональное развитие. Однако любовь близких людей не должна носить обусловленный характер, но и безусловной любви ребенку уже мало – он требует непосредственного участия родителей в его делах и доказательства их любви и заботы.

Общение ребенка со сверстниками также влияет на эмоциональное развитие ребенка. Дети, посещающие детский сад, имеют большой опыт такого общения, хотя и не всегда конструктивного. Им свойственно более частое проявление отрицательных эмоций, т. к. малыши в яслях часто ущемляют интересы других детей. Это происходит потому, что дети в этом возрасте ориентируются на свои желания, не учитывая желаний других. Ребенок не умеет сопереживать другим людям, эта способность формируется только в дошкольном детстве. Но уже в раннем возрасте родители могут подготовить базу: говорить с малышом о чувствах и переживаниях самого малыша и окружающих его людей.

Ребенок раннего возраста еще не умеет контролировать свои эмоции. Им движут сиюминутные желания и порывы. Его эмоциональные состояния переходящие и неустойчивые.

Родители заранее должны быть готовы к спонтанным вспышкам и вести себя обдуманно (оставаться спокойными, отвечать без излишних эмоций). То, что ребенок выражает свои отрицательные эмоции, естественно для процесса взросления малыша. Но все же взрослый должен следить за соблюдением установленных для ребенка границ дозволенного. А когда ребенок выйдет из состояния аффекта, взрослый может успокоить его, переключить на какой-то интересный вид деятельности.

Для детей 2-2,5 лет, которые входят в период кризиса 3-х лет, характерны яркие эмоциональные вспышки. Они могут возникнуть в том случае, если ребенок, пытаясь сделать что-то самостоятельно, не может добиться положительного результата.

Наиболее интенсивное физическое развитие ребенка характерно для первого года его жизни. Психологи отмечают, что если в этот период ребенок не получает правильного ухода и помощи от взрослого, то его дальнейшее развитие затрудняется. Примером может послужить развитие «дитя — Маугли», детей из неблагополучных семей.

Физическое развитие детей второго года жизни проходит уже не так интенсивно. Первое полугодие второго года жизни ребенка характеризуется высокой двигательной активностью, но еще недостаточной координацией движений. Научившись ходить, малыш еще не всегда умеет вовремя обойти препятствия, избегать столкновений с каким-либо предметом или с ребенком. К полутора годам он уже умеет взбираться на лесенку, бросать большой мяч, ходить по ограниченной площади. Периоды бодрствования увеличиваются до 4 – 4,5 часов.

Во второй половине второго года жизни ребенка резко повышается работоспособность нервной системы, и периоды бодрствования уже достигают 5 часов. Малыш уже умеет не только ходить, но и бегать, подпрыгивать, бросать мяч в цель. совершенствуется развитие пальцев рук, и ребенок уже пытается рисовать, расстегивать одежду.

На третьем году жизни ребенок становится еще более выносливым, т. к. совершенствуется деятельность всех органов. Но дети этого возраста по-прежнему легко возбуждаются, устают от однообразной деятельности. У ребенка увеличивается длина шага, но еще не всегда согласованы движения рук и ног. Совершенствуется мелкая моторика: ребенок почти самостоятельно может одеться, раздеться, завязать узелок на ботинках. Непрерывно бодрствовать он уже может до 6 – 6,5 часов.

Физическое развитие ребенка – это не только прибавка в росте и весе, но прежде всего совершенствование способности ребенка управлять своим телом4 это продвижение ребенка к самостоятельности, когда он сможет достигать собственных целей без помощи взрослых, а благодаря определенным умениям и навыкам. И если окружающие его взрослые помогают ребенку освоить эти навыки и умения, малыш будет быстро развиваться.

Развитию крупной моторики будут способствовать игры на полу, ползание, лазание, игры с мячом, с крупными блоками, манипулирование различными (может быть хозяйственными) предметами.

Мелкую моторику помогут развить раскрашивания, головоломки с крючками, одевание и раздевание кукол (и себя), складывание пирамидок, мозаик, игры с мелкими игрушками, лепка из теста и пластилина, работа с пинцетом, с бельевыми прищепками, пальчиковые игры и даже просто собирание во время прогулок шишек листьев и мелких камушков.

Движения ребенка 1-3лет еще несовершенны. Он лучше понимает то, что находится у него перед глазами. Взрослому нужно выполнять все действия вместе с ребенком и новые, и уже знакомые малышу. Сначала ребенок, повторяя за взрослым какое-либо действие, может воспроизвести его лишь частично, т. к. координация еще недостаточно развита. Но за счет способности к подражанию малышу удается повторить показанное действие. Процесс обучения движениям очень сложен и длителен. Удачи и терпения вам.

Ведущие достижения в раннем детстве

Ø Складывается предметная деятельность.

Ø Развивается общение со взрослым.

Ø Зарождается общение со сверстниками.

Ø Возникают предпосылки к игровой и продуктивной деятельности.

Ø Возникает гордость за свои достижения, сознание “Я сам”

Ø Формируется наглядно-действенное мышление. Ребенок, манипулируя с предметами самостоятельно “находит” способы действия с ним. (Перенося воду из одной миски в другую дырявым предметом, ребенок случайно закрывает пальцем дырку и усваевает для себя принцип действия).

Ø Выделяет свойства предмета (большой-маленький; круг-квадрат; красный – желтый и т. д.). Сопоставляет большие и маленькие предметы (большой кукле дает большую тарелку, а маленькой – маленькую). Собирает пирамидку из 3-4 колец; матрешку 3-4-х составную; картинку из 2-х частей. Сопоставляет 2-4 цвета.

Ø В речи появляются фразы, не всегда правильно грамматически оформленные. Появляются вопросы “почему”, “кто”, “что”. Понимает, чего он хочет, чего боится и т. д., перестает говорить о себе в 3-м лице (Катя хочет кушать).

Ø Моторика: ребенок начинает рисовать. Хорошо бегает, поднимается по лестнице, чередуя ноги. Ловит мяч двумя руками и прижимает к себе. Моет и вытирает лицо и руки. Застегивает пуговицы.

Ø В игре начинает использовать предметы – заместители (кормит куклу палочкой, кладет спать в коробку и т. д.). Строит несложные постройки: башню из 6-8 кубиков, воротца, мостик, стул, диван и т. д.

Ø В общении стремится к контакту с некоторыми детьми. Воспринимает взрослого как некоторый эталон поведения и стремится подражать ему. Повышается его “управляемость”.

(По материалам книги «Справочник дошкольного психолога»)

Обзоры сервисов Pandia.ru

Справочная информация

Общество

Бизнес и финансы

Досуг

Инфраструктура

Товары

Мнение редакции может не совпадать с мнениями авторов.

Автоответчик: +7 495 7950139 228504

Минимальная ширина экрана монитора для комфортного просмотра сайта: 1200 пикселей.

Дети раннего возраста

Малыш активно растет, прибавляет в весе. Происходит перестройка функционирования организма.

Именно поэтому от взрослых требуется повышенное внимание к охране ребенка от физических перегрузок, защите от инфекционных заболеваний.

Психологи даже склонны предположить, что три года — это середина пути развития от рождения до зрелости.

По сравнению с новорожденным трехлетний малыш владеет многими предметами домашнего обихода, пользуется ложкой, способен к самообслуживанию, общается с окружающими при помощи активной речи, в состоянии следовать элементарным правилам поведения.

В результате самостоятельного перемещения ребенку становится доступным более широкий круг предметов, с которыми он может взаимодействовать, используя не только руки и глаза, но и все туловище, ноги.

Это не только игрушки, но и предметы домашнего обихода: посуда, обувь, мебель и др. Движения ребенка при этом становятся более согласованными и точными, скоординированными, что ведет к развитию устойчивости внимания, точности восприятия, формированию волевых качеств.

Самостоятельное хождения приводит к знакомству с крупными предметами, ребенок получает возможность узнать их с различных сторон, усваивая таким образом понятия величины, формы; учится ориентироваться в пространстве, развивая глазомер. Преодолевая трудности и препятствия, встречающиеся у него на пути, малыш решает задачи при помощи практических действий, тренируя свое мышление и волевую сферу, получает при этом разнообразные эмоции.

Таким образом, овладение прямой походкой существенно влияет на психическое развитие ребенка на втором году жизни.

Соотносящиеся действия направлены на приведение предметов или их частей к какому-либо взаимному соответствию, например, складывание пирамидки, матрешек.

Орудийные действия предполагают воздействие одного предмета (орудие) на другие, например, применение ложки во время еды, совочка для игры в песке.

К концу раннего детства начинают складываться и другие виды деятельности, которые будут активно востребованы за пределами этого возраста.

Это, прежде всего, сюжетно-ролевая игра и продуктивные виды деятельности (рисование, лепка, конструирование).

В ролевой игре действия с предметами становятся вторичными, а на первый план выходит воспроизведение трудовых действий и общественных отношений.

Содержание начальных игр включает всего два-три действия, к трехлетнему возрасту ребенок осваивает сюжетные игры. На третьем году жизни дети начинают широко использовать в играх предметы-заместители (например, вместо градусника — палочка), что является важным приобретением в психическом развитии ребенка.

Рисование начинает формироваться уже около года, когда ребенок еще только способен держать в руке карандаш.

Сначала дети изображают каракули, усматривая в них какие-то образы, к трем годам излюбленным рисунком становится закругленная линия, с помощью которой изображаются практически все объекты и предметы (стадия «головоногов»).

Конструирование еще элементарное. Ребенок копирует образцы, показанные взрослыми.

Итак, наибольшее влияние на психическое развитие ребенка оказывает предметная деятельность, но все более активно развиваются другие виды деятельности.

Это относится и к восприятию. Ребенок ориентируется в окружающей обстановке и предметах, однако часто ориентировка происходит на основе какого-либо одного, бросающегося в глаза признака, например, ребенок обозначает словом «пти» (птичка) все предметы, у которых есть выступ — клюв.

Сравнение предметов происходит посредством внешних действий, но к концу возрастного этапа в простых случаях может осуществляться при помощи зрения.

На третьем году жизни часто в качестве постоянного образца для сравнения ребенок использует хорошо знакомые предметы (треугольные предметы — «как домик», «как крыша», овальные — «как яичко» и т. п.).

В этом же возрасте ребенок способен различать такие формы, как круг, овал, квадрат, прямоугольник, многоугольник, и все основные цвета спектра.

Ведущим видом мышления в раннем возрасте является наглядно-действенное, тем не менее ребенок уже способен простые мыслительные действия выполнять в уме.

В элементарных случаях дети могут производить обобщения по таким существенным признакам, как цвет, форма, величина.

Ранний возраст — это наиболее благоприятный (сензитивный) период для овладения речью.

Около года ребенок умеет произносить отдельные слова, его словарный запас составляет от 4 до 10 слов.

Примерно в два года малыш говорит простыми предложениями, а к четырем — почти так же, как и взрослые. Развитие речи идет по следующим направлениям:

На начальном этапе овладения речевой структурой ребенок усваивает слоги, вначале ударные, затем удвоенные и од-нослоговые слова.

В это время еще не происходит построение предложений, а в качестве таковых выступает одно, позже два слова, не изменяющихся по родам и падежам.

В 1,5–2 года речь ребенка еще мало похожа на речь взрослого человека. Такая речь называется автономной.

Взрослым не следует поддерживать эту речь, иначе она может сохраняться длительное время.

Овладение речью имеет огромное значение для различных сторон психического развития ребенка, под ее влиянием перестраиваются психические процессы ребенка, благодаря чему начинается активное познание окружающего мира.

Каковы особенности детей раннего возраста?

Первые три года жизни — это очень важный период для развития основных жизненных навыков и функций. Малыш начинает говорить, ходить, общаться с родителями и сверстниками, взаимодействовать с предметами. В этот период к ребенку нужно отнестись очень внимательно, ведь правильное воспитание именно в раннем возрасте имеет огромное влияние на становление характера человека.

В этот период у малыша формируются поведение и характер. Он уже самостоятельно ходит, а значит, все больше исследует мир, который его окружает. Также ребенок начинает непосредственно общаться со сверстниками. В период от 1 до 2-х лет происходит начало формирования таких важных социальных черт, как любовь и сочувствие. Ребенок уже прислушивается к своим внутренним ощущениям и начинает различать настроения.

Малыш тратит меньше времени на сон, поэтому всецело посвящает себя изучению интересующих его предметов. Совершенствует речь, понимает большее количество слов, начинает пытаться повторять фразы и интонации взрослых.

Чтобы учесть все особенности развития ребенка в этом возрасте, рекомендуется:

  • использовать игры, развивающие речь и навыки общения;
  • предлагать выбрать, не торопить с ответом;
  • играть в игры, развивающие моторику (кубики, конструктор, пирамидки);
  • учить малыша различать цвета, рисовать вместе;
  • говорить с ребенком;
  • учить кроху различать свои ощущения (чаще задавать вопросы «Как ты себя чувствуешь?», «Тебе интересно?», «Тебе хорошо?»);
  • не препятствовать передвигать предметы и мебель;
  • в игровой форме наводить порядок дома и заниматься домашними хлопотами вместе;
  • учить распознавать мимику;
  • объяснить значение слова «нельзя», обязательно обозначив причины.

Особенности развития детей в возрасте от 2-х до 3-х лет определяются активным функционированием нервной системы, из-за этого ребенок более подвижен, а его организм интенсивно развивается физически. Также малыш уже старается контролировать свои потребности и желания. Поэтому именно сейчас легче всего сформировать навыки правильного поведения.

Речь уже связана с мышлением, ребенок использует сложные предложения, начинает устанавливать взаимосвязи между предметами и явлениями, сравнивает их свойства и сопоставляет их. Малыш хорошо понимает смысл сказанного.

В этот период рекомендуется:

  • обсуждать с ребенком события прошлого и будущего;
  • определять цели, свойства и назначение предметов;
  • учить малыша различать цвет, форму, количество (мало или много) предметов;
  • позволять ребенку наблюдать и исследовать;
  • поддерживать интерес к явлениям и предметам;
  • играть в ролевые игры («больница», «магазин», «дочки-матери») для развития социальных навыков общения.

К трем годам у ребенка появляется тенденция к самостоятельности. Теперь он стремится делать все независимо от взрослых. Это жгучее стремление находит выражение в словах «Я сам!». Появление этой фразы свидетельствует о наступлении кризиса 3-х лет.

Ребенок резко становится упрям, своеволен и строптив. Он психологически отделяется от родителей, с которыми был неразрывно связан, начинает противопоставляться им во всем. Многие дети именно в этот период начинают использовать местоимение «Я». Чаще всего до этого они упоминают о себе в третьем лице: «Маша играет», «Саша хочет».

Большую роль начинает играть результат осуществляемой деятельности. Поэтому становится очень важным фиксация успехов ребенка взрослыми. Малыш с особым пристрастием воспринимает отношение родителей к его деятельности и ждет от них поощрения и одобрения.

Становление системы «Я», где точка отсчета — достижение, оцененное окружающими, свидетельствует о переходе к дошкольному периоду.

Умственное и техническое развитие малыша в этот период происходит, благодаря предметной деятельности, которая имеет несколько направлений развития:

  • становление орудийных действий;
  • развитие наглядно-действенного мышления;
  • развитие познавательной активности;
  • формирование целенаправленности действий.

Каждое направление имеет свои специальные игровые материалы и игрушки.

Орудийные действия характеризуются тем, что ребенок использует какой-либо предмет-орудие: бытовые вещи (ложка, чашка, расческа, зубная щеточка, карандаши) или игрушечные копии реальных предметов (совочек, лопатка, сачок, удочка с магнитом, игрушечный телефон, часы и др.). Такие игрушки необходимы, так как помогают малышу тренировать руку и овладевать культурными способами использования предметов.

Развивать наглядно-действенное мышление крохе помогают игрушки, требующие от него определенных обдуманных действий. К ним можно отнести пирамидки, вкладыши разной формы, цвета и размера, матрешки, крупные пазлы и мозаики, кубики, желобок и шарик для скатывания. Играя с такими игрушками, ребенок учится сопоставлять детали по их форме, крупности, цвету, положению.

Познавательная активность проявляется в детском экспериментировании. В этом помогут игрушки, в которых присутствует сюрпризный момент. К ним относятся коробочки с секретом, музыкальные центры, механические игрушки, игрушечные музыкальные инструменты, брызгалки, формочки для лепки из песка, совочки и др.

Формированию целенаправленности действий способствуют игры, которые имеют конкретный конечный результат. Это могут быть: детское домино или лото, игрушки из составных частей (домики, машинки), строительные наборы, предполагающие действия по заданному образцу и др.

Главное помнить, что в раннем возрасте ребенок не любит оставаться один. Ему необходимо ощущение заботы и теплоты. Нужно научить малыша понимать и ощущать окружающий мир. Правильное полноценное развитие ребенка во многом зависит от родителей.

Возрастные особенности детей раннего возраста
Возрастные особенности детей раннего возраста детей раннего возраста Период раннего детства распространяется на два года (1-3 года). Качественные преобразования, которые происходят с
http://pandia.ru/text/80/017/3411.php
Дети раннего возраста
Дети раннего возраста Малыш активно растет, прибавляет в весе. Происходит перестройка функционирования организма. Именно поэтому от взрослых требуется повышенное внимание к охране
http://karapuzvozrast.blogspot.ru/p/blog-page_23.html
Каковы особенности детей раннего возраста
Особенностью развития детей раннего возраста является формирование основных навыков и функций. Родители должны помочь ребенку справиться с проблемами периода.
http://ymadam.net/deti/zdorov-e-rebenka/kakovy-osobennosti-detej-rannego-vozrasta.php

COMMENTS