Правовое воспитание в детском саду

Доклад на тему «Правовое воспитание в детском саду».

    li» data-url=»/api/sort/PersonaCategory/list_order» id=»folders»>

Правовое воспитание в детском саду.

Не травите детство спором.

Формирование человека начинается с раннего детства, и дети усваивают ценности того общества, в котором живут.

Работа с родителями.

Целью, которой является: формирование правовой культуры; формирование гуманного отношения к ребенку; обеспечение ими защиты прав ребенка.

Цель: воспитание нравственных норм поведения; формирование у ребенка положительного самоощущения и отношения к окружающим людям; развитие коммуникативной компетентности ребенка и формирование у него социальных навыков; формирование правового знания.

• Занятия о праве на здоровье, на которых знакомили детей со здоровым образом жизни, о праве на медицинское обслуживание, о профессии врачей.

Прежде чем, приступить к конкретной деятельности с детьми, перед нами встал ряд проблем:

Какие именно статьи, какие права могут и должны быть реализованы в нашей работе с детьми;

Как понятнее и доступнее донести до детей содержание этих статей, смысл каждого права;

Через какие формы работы с детьми целесообразнее проводить данную работу.

• Право жить и воспитываться в семье.

• Право на образование.

• Право на жилище.

• Право на охрану и укрепление здоровья.

Знакомство и обучение основам правового сознания, мы проводили в виде игры, и обязательно с присутствием сказочного героя. Основной принцип в работе дать детям возможность познавать себя и окружающий мир на их собственном опыте в конкретных делах поступках.

Используя прием драматизации, мы старались развить у детей умение «в чувствоваться» в образ сказочного героя, войти в его положение. Каждый ребенок по средствам игры имеет возможность побывать в роли другого. Это помогает ему характеризовать поведение окружающих, острее реагировать и высказывать свое отношение к происходящему.

В беседах, конкурсах, в чтениях художественной литературы, заучивании стихотворений, пословиц, поговорок, а также совместной и самостоятельной деятельности детей, мы старались дать новые знания, вызывать оценочное отношение к окружающему миру.

Знакомя детей с правом на имя, проводили такие игры, как, «Расскажи, что означает твое имя?», «Подбери цветок к своему имени», «Игрушку выбирай, чья она нам отвечай».

Всю свою работу, старались построить так, чтобы ребенок из пассивного, бездеятельного наблюдателя превращался в активного участника действия. В ходе всей работы учитывали право ребенка быть таким, каков он есть на самом деле, со всем набором его личностных качеств, сложившемся социальным опытом, запасом действенных знаний, умений, навыков.

Начиная работу с семьей по изучению Конвенции о правах ребенка, мы провели предварительное анкетирование среди родителей с целью, выявления информированности о данном правовом документе. Анкетирование показало, что родители недостаточно знакомы с нормативными документами, гарантами прав ребенка.

При обсуждении ряда статей Конвенции, родителям были заданы следующие вопросы:

Что такое Конвенция прав ребенка? Что вы о ней знаете?

Как вы понимаете права человека? Ребенка?

Нужно ли родителям и детям знать Конвенцию? Зачем?

Какие права ребенка устанавливает Конвенция? Зачем?

Из обследования детей стало видно, что работа по охране прав детей дает положительные результаты, дети стали более внимательными по отношению друг к другу, легко идут на контакт со знакомыми взрослыми. Необходимо продолжать стремиться к такой организации жизни ребенка, которая бы соответствовала нормам и требованиям Конвенции. Важно предоставлять детям возможность реализовывать свои права, чтобы ребенок ощутил свою принадлежность к «родным корням» и приблизился к пониманию того, что он единица Вселенной.

Бабич Л.Н.365 увлекательных занятий для дошкольников.- М.:Айрис-Пресс,2000Ефимовский Е.карусель изобретений. Мудрые науки без назиданий и скуки. С.-Пб.: «Комета Дуэт»,1994

«Дошкольное воспитание»;2005 №6,8

«Ребенок в детском саду»;

Зайцев Г.Р. Уроки Айболита. -.-Пб.: «Акцидент»,1998.

Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. – Ярославль:»Академия развития», 1997

Морохин В.Н. Малые журналы русского фольклора.- М.:»Высшая школа»,1986.

Насонкина С.А. Уроки этикета. –С.-Пб.: «Акцидент», 1998.

Рылеева А.А. Как помочь дошкольнику найти свое место в мире людей. – М.: «Ангстрем», 1993

Саплина Е.В., Спалин А.И. Введение в историю. – М.: «Дрофа»,1999

Усачев А.Н., Березин А.К. «Основы безопасности жизнедеятельности». – М.: «АСТ-Пресс»,1996

Усачев А.Н. Всеобщая Декларация прав человека для детей и взрослых. – М.: «Аншстрем», 1993

Шабельник Е.С. Права ребенка. – М.: «Вита-Пресс»,1997

Шабельник Е.С., Каширцева Е.Г. Ваши права! – М.: «Вита-Пресс»,1997

Шипицына Л.М.,Защиринская О.В., Воронова А.П., Нилова Т.А. Азбука общения. – С.-Пб.: «Детство-Пресс»,2000

Юдин Г. Главное чудо света. – М.: «Педагогика»,1991.

Юдоходина Ю.И. «Здравствуй,друг,дорожный знак».- М.: «Карапуз»,1998

«Дошкольный возраст, Дошкольное воспитание»

Сайт для детского сада, для воспитателей детских садов и родителей

Книги по правовому воспитанию в детском саду

Представленные в пособии нормативно-правовые и организационные материалы, деловые игры, семинары-практикумы, рекомендации для воспитателей и родителей, разработки занятий, составленные в соответствии с ФГОС ДО и с учетом интеграции образовательных областей "Познавательное развитие", "Социально-коммуникативное развитие", окажут существенную помощь руководителям ДОО в организации деятельности педагогического коллектива по защите прав ребенка и управлении ею; позволят определить структуру, содержание и методы работы по формированию правовой культуры всех участников образовательного процесса. Пособие адресовано руководителям, воспитателям, социальным педагогам ДОО

Комплект из 8 плакатов с методическим сопровождением способствует:

— социальной адаптации ребенка через формирование основ правовых знаний;

— воспитанию гармонично развитой личности с чувством собственного достоинства и знанием своих прав и обязанностей;

— успешному усвоению в доступной для понимания форме "Международной Конвенции ООН о правах ребенка".

В комплект входит:

Плакат № 1. Ребенок — гражданин своей страны.

Плакат № 2. Имею право на лучшие условия жизни и индивидуальность.

Плакат № 3. Никто не должен меня обижать.

Плакат № 4. Имею право на особую заботу!

Плакат № 5. Независимо от нации скажем НЕТ дискриминации.

Плакат № 7. Ребенок тоже личность!

Плакат № 8. Тяжелый труд — не для ребенка!

Правовое воспитание для детей дошкольного возраста

Конспект открытого просмотра для детей старшей группы по правовому воспитанию «Право на образование»

Телефоны

ПРАВОВОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКА

Последнее десятилетие характеризуется усилением внимания к ребенку как к личности, субъекту социально-правовых отношений, наделенному определенными правами. Многие прогрессивные изменения в российском обществе, социальные, политические и экономические эксперименты предполагают и переоценку роли ребенка в нем. Общество нуждается в социально зрелых, свободных личностях, обладающих правовыми знаниями.

В дошкольном возрасте является возможным формирование:

— уважительного отношения к установленным правилам поведения;

— осознанного подчинения принятому правомерному стандарту поведения;

— понимание нравственной и правовой ответственности за свои поступки и поведение, а также личной ответственности за совершенные нарушения правил;

— установки на оказание помощи работникам правоохранительных органов, осуществляющих деятельность по пресечению и предупреждению правонарушений;

— установок, препятствующих податливости криминальным и асоциальным влияниям;

— неприятия насильственных и других асоциальных (незаконных) действий в отношении людей, животных, объектов окружающей среды с формированием на этом материале правовых убеждений;

— ценностной значимости семьи и добропорядочного отношения к родным и близким;

— ценностных представлений о благоразумных и полезных формах отдыха.

Правовое воспитание дошкольников является сложным процессом. Раннее правовое воспитание способствует общему социальному развитию ребенка, созданию условий для формирования его правосознания и правосообразного поведения. Правовое воспитание в детском саду предусматривает отношение к ребенку и его родителям как к партнерам в условиях сотрудничества.

Правовое воспитание детей дошкольного возраста направлено на формирование основных блоков функциональных компонентов структуры правосознания:

— логико-нормативного (элементарные знания детей о своих правах и обязанностях, то есть правовая информированность, понимание социально одобряемых правил поведения);

— эмоционально-образного (субъективное отношение ребенка к правилам поведения, ценностное их восприятие, адекватная оценка своих и чужих поступков с точки зрения действующих правил поведения);

— принципиально-волевого, или поведенческого (проявление активности в ситуациях, когда необходимо руководствоваться социально одобряемыми правилами поведения, реализация правосообразного поведения в различных видах деятельности, соблюдение запретов и исполнение обязанностей).

Основные задачи правового воспитания в ДОУ:

— создание условий для формирования у детей правовой компетентности;

— ознакомление детей в соответствующей их возрасту форме с социально-правовыми нормами и правилами поведения;

— формирование у детей: социальной ответственности, способностей понимать и оценивать свое поведение и поступки окружающих людей, навыков общения в различных ситуациях с ориентацией на ненасильственную модель поведения;

— воспитание у детей уважительного и терпимого отношения к людям независимо от их происхождения, расовой и национальной принадлежности, языка, пола, возраста, личностного и поведенческого своеобразия, в том числе внешнего облика и физических недостатков;

— содействие процессу формирования у детей: чувства собственного достоинства, своего мнения и навыков его выражения, умений конструктивного разрешения конфликтов и споров;

— воспитание уважения к достоинству и мнению другого человека;

— создание в ДОУ правового пространства и условий для повышения квалификации воспитателей в сфере правового воспитания;

— повышение уровня правовой культуры педагогического состава ДОУ и родителей детей, посещающих детский сад;

— создание условий для организации взаимодействия семьи и ДОУ по вопросам правового воспитания и вовлечения родителей в правовоспитательный процесс;

— повышение уровня социально-правовой защищенности детей как в ДОУ, так и в семье;

— формирование у родителей понимания ответственности семьи за ребенка, за соблюдение его прав, необходимости создания в семье взаимоотношений, основанных на понимании, заботе, ненасильственных способах общения;

— оказание необходимой помощи семьям в осуществлении правовоспитательной деятельности.

Для решения поставленных целей и задач правовоспитательную деятельность в ДОУ необходимо осуществлять по трем направлениям:

— с педагогическим составом;

На первоначальном и последующих этапах реализации программы предполагается проведение диагностики уровня правовой культуры и диапазона потребностей всех участников правовоспитательного процесса.

Успешность правового воспитания в ДОУ во многом определяется соответствующей квалификацией педагогических кадров. В практике правовоспитательной деятельности педагогов недопустимы воздействия на дошкольников, оскорбляющие их человеческое достоинство, жестокие наказания, грубые окрики и т.п. Правовое воспитание не должно быть назидательным, так как невозможно сформировать у детей ненасильственное отношение к другим людям, уважение к человеку и его правам, если занятия будут проводиться в авторитарном стиле. Педагогическая тактика должна строиться не на категоричных суждениях, а на убеждении и доброжелательном обсуждении.

Правовое воспитание в детском саду происходит более успешно при использовании поисково-экспериментальных, игровых, проблемных, практических методов. На занятиях целесообразно использовать виды деятельности, в которых дети включаются в решение простых творческих задач: отгадать, отыскать, раскрыть секрет, составить, смоделировать, видоизменить и т.п.

Наиболее перспективным является проведение правовоспитательной работы на положительных примерах, в отношении которых у детей возникает желание подражать.

Ориентиром в выборе средств воспитательных воздействий на дошкольников в процессе правового воспитания является формирование у детей представления о человеческом достоинстве и праве каждого на его уважение.

— на воспитание в семейном окружении или быть на попечении тех, кто обеспечит им наилучший уход;

— на безопасные условия жизни, право не подвергаться жестокому или небрежному обращению;

— на достаточное питание и достаточное количество чистой воды;

— выражать свое мнение и собираться вместе с целью выражения своих взглядов;

— говорить на своем родном языке, исповедовать свою религию, соблюдать обряды своей культуры.

ДЕТИ-ИНВАЛИДЫ ИМЕЮТ ПРАВО НА ОСОБУЮ ЗАБОТУ И ОБУЧЕНИЕ.

ДЕТИ НЕ ДОЛЖНЫ ИСПОЛЬЗОВАТЬСЯ В КАЧЕСТВЕ ДЕШЕВОЙ РАБОЧЕЙ СИЛЫ.

Доклад на тему Правовое воспитание в детском саду
Доклад на тему «Правовое воспитание в детском саду». li» data-url=»/api/sort/PersonaCategory/list_order» id=»folders»> Правовое воспитание в детском саду. Не травите детство
http://kalincheva-egords30.edumsko.ru/folder/doklad-na-temu-pravovoe-vospitanie-v-detskom-sadu
Дошкольный возраст, Дошкольное воспитание»
Материалы по правовому воспитанию в детском саду с педагогами, с детьми, с родителями; Правовое воспитание в детском саду, Права ребенка в детском саду для родителей
http://doshvozrast.ru/pravavosp/pravavosp.htm
Правовое воспитание в детском саду
Телефоны ПРАВОВОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКА Последнее десятилетие характеризуется усилением внимания к ребенку как к личности, субъекту социально-правовых отношений, наделенному
http://mdou30.edu.yar.ru/pravovaya_stranichka/pravovoe_vospitanie_doshkolnika.html

COMMENTS