Лечение аутизма

Аутизм — симптомы, диагностика, лечение, отзывы

Для каждой мамы, ребенок является венцом творения Бога и человека. Его любят, носят на руках и балуют. Для мамы ее чадо лучшее и альтернативы быть не может. При всем при этом, у этого идеального существа бывают разные отклонения, которые так не хочется замечать в юном возрасте. Конечно, это не правило, а больше исключение и отмечается у 3% детей. Чаще всего, фиксируются отклонения в развитии нервной системы, характеризующиеся явными изменениями отдельных участков головного мозга. Тогда появляется грозный и очень двусмысленный диагноз — аутизм.

Аутизм в наше время полностью не изучен.

Большую часть информации получают путем наблюдения за нынешними «детьми дождя» и анализируя имеющиеся данные лабораторных обследований. Именно поэтому, определение аутизма очень расплывчатое.

Чаще всего, врачи диагностируют аутизм у детей в возрасте до трех лет. Бывают и поздние обнаружения расстройства или частичные его проявления. Тогда начинает идти речь о нарушениях аутического спектра. Проще говоря, у ребенка отмечается только часть предполагаемых симптомов и есть все шансы к адаптации в обществе.

Сам по себе аутизм, как беда с нервной системой ребенка, особенно не рассматривают в Европе. Сейчас, более комплексно подходят к проблеме. Врачи ищут тот первичный катализатор, повлекший глобальную цепочку изменений в поведении малыша и подорвал его здоровье. Ведь, в итоге, ребенок растет с букетом нервных и психических расстройств, все дальше отдаляясь от принятых норм поведения. Не даром, аутистов считают особенными или новым миром внутри мира. Хоть и выходит тавтология, но на практике оно действительно так. Аутист строит свои реальность вне зависимости от поведения окружающих и их отношения к этому. Отключается фактор коллектива и взаимной коммуникации.

Научно доказано, что ребенок аутист чаще рождается у мамы, которая переболела серьезными инфекционными заболеваниями во время беременности. Так же есть склонность и у носителей ВИЧ к появлению потомства с подобного рода отклонениями.

При всей своей актуальности, вопрос достаточно еще не изучен. Человек – это большая тайна и мы только по крупицам собираем все данные по нему. Тем более, если речь идет о психических расстройствах в поведении, изменениях в мозге и повреждении нервной системы.

Пока, об аутизме можно вести речь, если есть три характерных симптома.

Их еще называют аутической триадой:

• Отсутствие социального адаптации или низкое взаимодействие. Проще говоря, человеку сложно вести нормальный образ жизни, реагировать на проявляемые чувства и выявлять их в ответ.

• Ограниченный интерес ко всему происходящему вокруг или формирование своей мини среды по интересам. На практике, это нежелание жить как все, выходить ан улицу и стремиться к социальной адаптации. Отсутствует тяга к человеческому общению и необходимость в дружбе.

• Изменяется понимание коммуникации и коммуникабельности. Человек проецирует мир в себе и только на себя. Нет необходимости нравится кому-то, жалеть или сострадать.

Вся триада определяется только в редких случаях, когда ребенок не наблюдался квалифицированным неврологом. Не удалось вовремя оценить степень отклонения от нормы развития ребенка и прогрессирующие факторы асоциальности.

Чаще, в первый год жизни, аутизм у детей симптомы свои не проявляет при большом внимании родителей к общему развитию. Но, должны насторожить:

— бурная реакция на любое нарушение тишины. Ребенок сильно плачет даже если это не было неожиданностью. Он возмущается при любом вмешательстве.

— нежелание улыбаться, копировать чье- то поведение и говорить. Лепетание может быть поздним, улыбки редкими и вымученными, а прогресс в развитии незначительным в сравнении со сверстниками.

— отказ от полноценного общения с мамой. Именно родная мать может прочувствовать это в максимальном объеме. Чадо не нуждается в компании. Оно обособленно и может проецировать свои мысли на игрушки более часа.

— гиперактивность и расстройство концентрации внимания. Сначала, крох называют непоседами, а потом уже становится понятно, что это трудно обучаемые дети с проявлением аутизма.

-гнев и явно выраженная агрессия при проявлении ласки или дополнительного внимания. Поцелуи становятся больше жестом обиды нежели проявления нежности на равнее с объятиями.

— отказ от детского коллектива. Не боязнь его, а именно желание быть одному. Не нужно путь со страхом сада.

В любом возрасте, можно определить аутизм симптомы которого или уже ослабились, или наоборот развились в патологию.

Важно понимать, что пока универсального шаблона, определяющего поведение аутиста, просто нет. И тут проблема еще и в том, что причины аутизма так реально и не определены. Есть только ряд доказуемых на практике фактов о том, что аутизм – это мутация одного или нескольких генов. Но, она может быть заложена изначально во время формирования генотипа плода или провоцироваться внешними факторами. Важно понимать, что если есть подозрение на аутизм причины которого вы не видите, нужно идти не только к генетикам и неврологам, а разбираться в ситуации гораздо глубже.

Есть зарегистрированные случаи, когда сложные инфекционные заболевания головного мозга в качестве осложнения, дают именно аутический синдром. Он нарастает постепенно и потом уже сложно бороться с проявлениями даже опытным специалистам.

Дети с ДЦП тоже склонны к аутизму. При этом, он не врожденный, а активно нарастающий с момента начала лечения. Тут ключевыми должна быть разного вида адаптация, а не только лечение основного заболевания.

Постановка диагноза аутизм – дело не одного дня.

Сразу же на приеме, врач может предположить только аутические отклонения.

Дальше, постепенно изучается поведение. Во всем мире есть методика:

— первичное интервью с родителями предполагаемого аутиста строго по перечню вопросов.

— вторичное обследование ребенка и диалог по той же схеме с подтверждением фактов с родительских слов.

После заполнения протокола следует генетический анализ крови. Цель – поиск генетических сбоев именно на уровне мутирующих генов. При этом, необходима сдача анализа и родителями для сопоставления некоторых предположений с реальностью.

Иногда, ошибочно диагностируется детский аутизм из-за слепоты ребенка, тугоухости и т.д. Эти заболевания тоже исключают. Дабы не спутать нежелание ребенка жить в коллективе и активно с ним взаимодействовать с банальными проблемами со здоровьем.

Как такой термин лечение по отношению к аутизму применять нельзя. Важно понимать, что в реалии – одолеть аутизм невозможно.

Это безвозвратные изменения в головном мозге. Ребенка можно адаптировать к внешней среде, коллективу и научить сосуществовать с себе подобными в пределах социальных норм.

Иногда всплывают теории, что можно попробовать безмолочную диету, витамин В6 и тогда начнется настоящее лечение аутизм при этом иногда становится менее выраженным. Но, тут еще стоит прибавить ко всему огромный труд психологов, логопедов, дефектологов и терапевтов. Конечно, без успокоительных препаратов не обойтись. Врач назначает расслабляющие и максимально успокаивающие препараты курсами. Так же рекомендованы медикаменты, активизирующие мозговую деятельности. Они улучшают память, могут помочь концентрации внимания и усидчивости.

Главное при аутизме – реабилитация.

Показаны дельфинотерапия, общение с лошадями и активное стимулирование любви к любым другим животным. Может быть назначена климатотерапия. Проще говоря. Смена климата и зоны проживания. Вместо шумного города, некоторым аутистам советуют именно морские побережья.

Часто, аутизм дает слабину перед спортом. Любые занятия на воде, спортивные игры и профильная аэробика могут творить чудеса не только в физическом, а и в эмоциональном развитии. Можно еще лепку или любое рукоделие прибавить. Ручная работа помогает многим аутистам самовыражаться в полном смысле этого слова.

Лечение аутизма у детей народными средствами конечно не решит проблемы.

Есть варианты поддержания здоровья малышей, их иммунной системы в первую очередь. Правда, есть несколько интересных методик по лечению живой энергетикой деревьев. Проще говоря, специалисты рекомендуют маме с ребенком не просто гулять по лесу и дышать. Необходимо найти близкое по духу дерево и обнять его на пару минут. Дерево отдаст биозаряд энергии донору и тем самым стимулирует расслабление моральное и физическое. Четких данных по эффективности нет. К тому же, этот подход совмещается с десятками других реабилитационных подходов.

Аутизм

Аутизм – нарушение психического развития, сопровождающееся дефицитом социальных взаимодействий, затруднением взаимного контакта при общении с другими людьми, повторяющимися действиями и ограничением интересов. Причины развития заболевания до конца не выяснены, большинство ученых предполагает связь с врожденной дисфункцией мозга. Аутизм обычно диагностируется в возрасте до 3 лет, первые признаки могут быть заметны уже в младенчестве. Полное выздоровление считается невозможным, однако иногда диагноз с возрастом снимают. Целью лечения является социальная адаптация и развитие навыков самообслуживания.

Аутизм – заболевание, для которого характерны нарушения движений и речи, а также стереотипность интересов и поведения, сопровождающиеся нарушением социальных взаимодействий пациента с окружающими. Данные о распространенности аутизма существенно разнятся, что обусловлено различными подходами к диагностике и классификации заболевания. По различным данным, аутизмом без учета расстройств аутистического спектра страдает 0,1-0,6% детей, аутизмом с учетом расстройств аутистического спектра – 1,1-2% детей. У девочек аутизм выявляется в четыре раза реже, чем у мальчиков. В последние 25 лет данный диагноз стали выставлять гораздо чаще, однако, пока непонятно, с чем это связано – с изменением диагностических критериев или с реальным увеличением распространенности заболевания.

В литературе термин «аутизм» может трактоваться двояко – как собственно аутизм (детский аутизм, классическое аутистическое расстройство, синдром Каннера) и как все расстройства аутистического спектра, включая синдром Аспергера, атипичный аутизм и т. д. Степень выраженности индивидуальных проявлений аутизма может существенно различаться – от полной неспособности к социальным контактам, сопровождающейся тяжелой умственной отсталостью до некоторых странностей при общении с людьми, педантичности речи и узости интересов. Лечение аутизма длительное, комплексное, осуществляется с участием специалистов в области психиатрии, психологов, психотерапевтов, неврологов, дефектологов и логопедов.

В настоящее время причины возникновения аутизма окончательно не выяснены, однако установлено, что биологической основой заболевания является нарушение развития определенных структур головного мозга. Подтвержден наследственный характер аутизма, хотя гены, ответственные за развитие болезни, пока только предстоит определить. У детей с аутизмом отмечается большое количество осложнений во время беременности и в родах (внутриутробные вирусные инфекции, токсемия, маточные кровотечения, преждевременные роды). Предполагается, что осложнения во время беременности не могут вызывать аутизм, но могут повышать вероятность его развития при наличии других предрасполагающих факторов.

Наследственность. Среди близких и дальних родственников детей, страдающих аутизмом, выявляется 3-7% больных аутизмом, что многократно превышает распространенность заболевания в среднем по популяции. Вероятность развития аутизма у обоих однояйцевых близнецов составляет 60-90%. У родственников больных часто наблюдаются отдельные нарушения, характерные для аутизма: склонность к навязчивому поведению, низкая потребность в социальных контактах, трудности при понимании речи, речевые расстройства (в том числе эхолалия). В таких семьях чаще выявляется эпилепсия и умственная отсталость, которые не являются обязательными признаками аутизма, но нередко диагностируются при этом заболевании. Все перечисленное является подтверждением наследственного характера аутизма.

В конце 90-х годов прошлого века ученым удалось выявить ген предрасположенности к аутизму. Наличие этого гена не обязательно приводит к возникновению аутизма (по мнению большинства генетиков, заболевание развивается в результате взаимодействия нескольких генов). Однако определение этого гена позволило объективно подтвердить наследственную природу аутизма. Это – серьезный прогресс в области изучения этиологии и патогенеза данного заболевания, поскольку незадолго до этого открытия в качестве возможных причин аутизма некоторые ученые рассматривали недостаток заботы и внимания со стороны родителей (в настоящее время эта версия отвергнута, как не соответствующая действительности).

Структурные нарушения головного мозга. По данным исследований, у больных аутизмом часто выявляются структурные изменения лобных отделов коры головного мозга, гиппокампа, срединной височной доли и мозжечка. Основной функцией мозжечка является обеспечение успешной двигательной активности, однако, этот отдел мозга также оказывает влияние на речь, внимание, мышление, эмоции и способности к обучению. У многих аутистов некоторые отделы мозжечка уменьшены. Предполагается, что этим обстоятельством могут быть обусловлены проблемы больных аутизмом при переключении внимания.

Срединные височные доли, гиппокамп и миндалевидное тело, также часто страдающие при аутизме, оказывают влияние на память, способность к обучению и эмоциональную саморегуляцию, в том числе – появление чувства удовольствия при совершении значимых социальных действий. Исследователи отмечают, что у животных с повреждением перечисленных долей мозга наблюдаются изменения поведения, сходные с аутизмом (снижение потребности в социальных контактах, ухудшение адаптации при попадании в новые условия, трудности при распознавании опасности). Кроме того, у больных аутизмом часто обнаруживается замедление созревания лобных долей.

Функциональные нарушения головного мозга. Примерно у 50% больных на ЭЭГ выявляются изменения, характерные для нарушений памяти, избирательного и направленного внимания, вербального мышления и целенаправленного использования речи. Степень распространенности и выраженности изменений различается, при этом у детей с высокофункциональным аутизмом нарушения на ЭЭГ, как правило, менее выраженные по сравнению с больными, страдающими низкофункциональными формами заболевания.

Обязательными признаками детского аутизма (типичного аутистического расстройства, синдрома Каннера) являются нехватка социальных взаимодействий, проблемы при построении продуктивного взаимного контакта с окружающими, стереотипность поведения и интересов. Все перечисленные признаки появляются в возрасте до 2-3 лет, при этом отдельные симптомы, свидетельствующие о возможном аутизме, иногда обнаруживаются еще в младенческом возрасте.

Нарушение социальных взаимодействий является наиболее ярким признаком, отличающим аутизм от других нарушений развития. Дети, страдающие аутизмом, не могут полноценно взаимодействовать с другими людьми. Они не чувствуют состояние окружающих, не распознают невербальные сигналы, не понимают подтекста социальных контактов. Данный признак может выявляться уже у младенцев. Такие дети слабо реагируют на взрослых, не смотрят в глаза, охотнее фиксируют взгляд на неодушевленных предметах, а не на окружающих людях. Они не улыбаются, плохо реагируют на собственное имя, не тянутся навстречу взрослому при попытке взять их на руки.

Подрастая, больные не имитируют поведение окружающих, не реагируют на эмоции других людей, не участвуют в играх, рассчитанных на взаимодействие, и не проявляют интереса к новым людям. Они сильно привязываются к близким, но не проявляют свою привязанность как обычные малыши – не радуются, не бегут навстречу, не пытаются показать взрослым игрушки или как-то поделиться событиями из своей жизни. Обособленность аутистов обусловлена не их стремлением к одиночеству, а с их затруднениями из-за невозможности строить нормальные взаимоотношения с окружающими.

Пациенты позже начинают говорить, меньше и реже лепечут, позже начинают произносить отдельные слова и использовать фразовую речь. Они часто путают местоимения, называют себя «ты», «он» или «она». В последующем высокофункциональные аутисты «набирают» достаточный словарный запас и не уступают здоровым детям при прохождении тестов на знание слов и правописание, однако испытывают затруднения при попытках использовать образы, делать выводы по поводу написанного или прочтенного и т. д. У детей с низкофункциональными формами аутизма речь существенно обеднена.

Для детей с аутизмом характерна необычная жестикуляция и затруднения при попытке использовать жесты в процессе контактов с другими людьми. В младенчестве они редко показывают рукой на предметы или, пытаясь указать на предмет, смотрят не на него, а на свою руку. Став старше, они реже произносят слова во время жестикуляции (здоровые дети склонны жестикулировать и говорить одновременно, например, протягивать руку и говорить «дай»). В последующем им трудно играть в сложные игры, органично сочетать жесты и речь, переходить от более простых форм коммуникации к более сложным.

Внимание аутиста сфокусировано на деталях, на повторяющихся сценариях. Дети с аутизмом часто выбирают для игр не игрушки, а неигровые предметы, их игры лишены сюжетной основы. Они не строят замки, не катают машинки по квартире, а раскладывают предметы в определенной последовательности, бесцельно, с точки зрения постороннего наблюдателя, перемещают их с места на место и обратно. Ребенок, страдающий аутизмом, может быть чрезвычайно сильно привязан к определенной игрушке или неигровому предмету, может ежедневно в одно и то же время смотреть одну и ту же телепередачу, не проявляя интереса к другим программам, и чрезвычайно интенсивно переживать, если эту программу по какой-то причине не удалось посмотреть.

Наряду с другими формами поведения, к повторяющемуся поведению относят аутоагрессию (удары, укусы и другие повреждения, наносимые самому себе). По статистике, примерно треть аутистов в течение жизни проявляют аутоагрессию и столько же – агрессию по отношению к окружающим. Агрессия, как правило, обусловлена приступами гнева из-за нарушения привычных жизненных ритуалов и стереотипов либо из-за невозможности донести свои желания до окружающих.

Мнение об обязательной гениальности аутистов и наличии у них каких-то необычных способностей не подтверждается практикой. Отдельные необычные способности (например, способность к запоминанию деталей) или талантливость в одной узкой сфере при дефицитарности в других областях наблюдаются всего у 0,5-10% пациентов. Уровень интеллекта у детей с высокофункциональным аутизмом может быть средним или несколько выше среднего. При низкофункциональном аутизме нередко выявляется снижение интеллекта вплоть до умственной отсталости. При всех видах аутизма часто наблюдается генерализованная недостаточная обучаемость.

Среди других не обязательных, до достаточно часто встречающихся симптомов аутизма стоит отметить припадки (выявляются у 5-25% детей, чаще впервые возникают в пубертатном возрасте), синдром гиперактивности и недостаточности внимания, различные парадоксальные реакции на внешние стимулы: прикосновения, звуки, изменения освещения. Часто наблюдается потребность в сенсорной самостимуляции (повторяющихся движениях). Более чем у половины аутистов выявляются отклонения в пищевом поведении (отказ от приема пищи или отказ от определенных продуктов, предпочтение определенных продуктов и др.) и нарушения сна (трудности при засыпании, ночные и ранние пробуждения).

Существует несколько классификаций аутизма, однако в клинической практике наиболее широко используется классификация Никольской, составленная с учетом тяжести проявлений болезни, основного психопатологического синдрома и отдаленного прогноза. Несмотря на отсутствие этиопатогенетической составляющей и высокую степень обобщенности, педагоги и другие специалисты считают эту классификацию одной из самых удачных, поскольку она дает возможность составлять дифференцированные планы психологической коррекции и определять цели лечения с учетом реальных возможностей ребенка, страдающего аутизмом.

Первая группа. Самые глубокие нарушения. Характерно полевое поведение, мутизм, отсутствие потребности во взаимодействиях с окружающими, отсутствие активного негативизма, аутостимуляция с использованием простых повторяющихся движений и неспособность к самообслуживанию. Ведущим патопсихологическим синдромом является отрешенность. В качестве основной цели лечения рассматривается установление контакта, вовлечение ребенка во взаимодействия с взрослыми и сверстниками, а также развитие навыков самообслуживания.

Вторая группа. Характерны жесткие ограничения в выборе форм поведения, выраженное стремление к неизменности. Любые изменения могут провоцировать срыв, выражающийся в негативизме, агрессии или аутоагрессии. В привычной среде ребенок достаточно открыт, способен к выработке и воспроизведению бытовых навыков. Речь штампованная, построенная на основе эхолалий. Ведущим психопатологическим синдромом является отвержение реальности. В качестве основной цели лечения рассматривается развитие эмоциональных контактов с близкими людьми и расширение возможностей приспособления к среде путем выработки большого количества различных стереотипов поведения.

Третья группа. Наблюдается более сложное поведение при поглощении собственными стереотипными интересами и слабой способности к диалогу. Ребенок стремится к успешности, но, в отличие от здоровых детей, не готов пробовать, рисковать и идти на компромиссы. Часто выявляются развернутые энциклопедические знания в отвлеченной области в сочетании с фрагментарными представлениями о реальном мире. Характерен интерес к опасным асоциальным впечатлениям. Ведущим психопатологическим синдромом является замещение. В качестве основной цели лечения рассматривается обучение диалогу, расширение круга представлений и формирование навыков социального поведения.

Четвертая группа. Дети способны к настоящему произвольному поведению, но быстро утомляются, страдают от затруднений при попытке концентрировать внимание, выполнять инструкции и т. д. В отличие от детей предыдущей группы, производящих впечатление юных интеллектуалов, могут выглядеть робкими, пугливыми и рассеянными, однако при адекватной коррекции демонстрируют лучшие результаты по сравнению с остальными группами. Ведущим психопатологическим синдромом является ранимость. В качестве основной цели лечения рассматривается обучение спонтанности, улучшение социальных навыков и развитие индивидуальных способностей.

Родителям следует обратиться к врачу и исключить аутизм, если ребенок не отзывается на собственное имя, не улыбается и не смотрит в глаза, не замечает указаний взрослых, проявляет нетипичное игровое поведение (не знает, что делать с игрушками, играет с неигровыми предметами) и не может сообщить взрослым о своих желаниях. В возрасте 1 год ребенок должен гулить, лепетать, показывать рукой на предметы и пытаться их схватить, в возрасте 1,5 лет – произносить отдельные слова, в возрасте 2 лет – использовать фразы из двух слов. Если эти навыки отсутствуют, необходимо пройти обследование у специалиста.

Диагноз аутизм выставляется на основании наблюдений за поведением ребенка и выявлении характерной триады, в которую входят недостаток социальных взаимодействий, недостаток коммуникации и стереотипное поведение. Для исключения расстройств речевого развития назначают консультацию логопеда, для исключения нарушений слуха и зрения – осмотр сурдолога и офтальмолога. Аутизм может сочетаться или не сочетаться с умственной отсталостью, при этом при одинаковом уровне интеллекта прогноз и схемы коррекции для детей-олигофренов и детей-аутистов будут существенно различаться, поэтому в процессе диагностики важно разграничить два этих расстройства, внимательно изучив особенности поведения пациента.

Основной целью лечения является повышение уровня независимости больного в процессе самообслуживания, формирования и поддержания социальных контактов. Используется продолжительная поведенческая терапия, игровая терапия, трудотерапия и логопедическая терапия. Коррекционная работа осуществляется на фоне приема психотропных препаратов. Программу обучения выбирают с учетом возможностей ребенка. Низкофункциональных аутистов (первая и вторая группа в классификации Никольской) обучают на дому. Дети с синдромом Аспергера и высокофункциональные аутисты (третья и четвертая группа) посещают вспомогательную или массовую школу.

В настоящее время аутизм считается неизлечимым заболеванием. Однако после грамотной длительной коррекции у некоторых детей (3-25% от общего числа пациентов) наступает ремиссия, и диагноз аутизм со временем снимают. Недостаточное количество исследований не позволяет строить достоверные долгосрочные прогнозы относительно течения аутизма в зрелом возрасте. Специалисты отмечают, что с возрастом у многих пациентов симптомы болезни становятся менее выраженными. Вместе с тем, есть сообщения о возрастном ухудшении коммуникативных навыков и навыков самообслуживания. Благоприятными прогностическими признаками являются коэффициент интеллекта выше 50 и развитие речи в возрасте до 6 лет, однако полной или практически полной независимости удается достичь всего 20 процентам детей из этой группы.

Cправочник болезней

Последние новости

предназначена только для ознакомления

и не заменяет квалифицированную медицинскую помощь.

Аутизм — симптомы, диагностика, лечение, отзывы
При всей своей актуальности, вопрос достаточно еще не изучен. Человек – это большая тайна и мы только по крупицам собираем все данные по нему. Тем более, если речь идет о психических расстройствах в поведении, изменениях в мозге и повреждении нервной системы.
http://vrachvdome.ru/autizm-simptomy-diagnostika-lechenie-otzyvy.html
Лечение аутизма
Аутизм. Симптомы. Диагностика. Что делать при диагнозе аутизм. Консервативное лечение и операции. Платные и бесплатные клиники, в которых лечится аутизм.
http://www.krasotaimedicina.ru/diseases/psychiatric/autism

COMMENTS